Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

Гибель Як-42 спустят на тормозах?

Гибель Як-42 спустят на тормозах?
Страна | 14.09.2011


Когда началось расследование трагедии, произошедшей под Ярославлем с самолетом Як-42, многие независимые эксперты скептично предрекли, что закончится оно, по уже сложившейся в нашей стране традиции, выводом о человеческом факторе. Но власти так жестко поставили вопрос о гражданской авиации, а чиновники столь рьяно взялись за работу над ошибками, что скепсис показался неуместным. И вот подозрения все же подтвердились: несмотря на меры по регулированию рынка авиаперевозок, дело идет к вердикту об ошибке пилотов.


"Ошибка блондинки", которую специалисты якобы собираются выдать в качестве объяснения авиакатастрофы, сегодня стала едва ли не самой горячей темой газетных публикаций. "Московский комсомолец" со ссылкой на собственный источник, близкий к расследованию в авиапроме, утверждает: комиссия сошлется на грубый прокол пилотов, из-за которого Як-42 взлетал на стояночном тормозе. Это самолетный аналог автомобильного "ручника", который используется, как явствует даже из названия, только во время стоянки. Если он включен, воздушное судно все равно способно тронуться с места и преодолеть определенное расстояние, но на полноценный разгон и тем более взлет мощности двигателя ни в коем случае не хватит.

Трагедия под Ярославлем: версии.

Версия об "ошибке блондинки", ставшей причиной гибели 44 человек, основывается на расшифровке извлеченных из самолета черных ящиков. Оказывается, командир экипажа Андрей Соломенцев незадолго до вылета передал управление второму пилоту Игорю Жевелову, потому что плохо себя почувствовал. Не исключено, что из-за проблем со здоровьем командир самолета, который отвечает за отключение стояночного тормоза, мог забыть про важный момент.

Последние новости: семьям жертв крушения Як-42 выплатят по миллиону.

По мнению анонимного источника, давшего интервью журналистам, пилоты могли слишком поздно заметить страшное упущение - то есть отключить стояночный тормоз только в тот момент, когда уже не следовало рассчитывать на оставшийся запас взлетно-посадочной полосы. Насколько вероятен такой сценарий развития событий, предстоит выяснить следователям, которые ждут возможности расспросить выжившего в катастрофе бортинженера Александра Сизова. Пока он находится под присмотром специалистов НИИ скорой помощи имени Склифосовского, и общаться с ним врачи запрещают.

История со взлетом на "ручнике" вызывает у других пилотов большие сомнения - "потому что такое не заметить невозможно", объяснил в интервью МК летчик-испытатель Сергей Кнышов. Впрочем, даже он не исключает, что могло случиться всякое. Если командир резко почувствовал себя плохо, и второй пилот взял на себя его обязанности непосредственно перед взлетом, то кто его знает. По словам Кнышова, сейчас в России такое низкое качество обучения кадров авиации и столь жуткая ситуация в отрасли, что на второго пилота полагаться не стоит в принципе, "это практически ноль". Росавиация, кстати, придерживается совершенно противоположной точки зрения, считая экипаж разбившегося Як-42 (в том числе, конечно, и второго пилота) "достаточно опытным". А то, что даже опытные летчики не застрахованы от роковых ошибок, россиянам достаточно давно и, увы, слишком хорошо известно на примере других авиакатастроф.

Читайте по теме: Громкое падение российской авиации.

Техническое состояние самолета, на которое грешили многие сразу после аварии, официальная комиссия продолжает считать чуть ли не безупречным - ну, конечно, с поправкой на почтенный возраст этой крылатой машины. Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина на состоявшемся в минувший понедельник правительственном совещании заявила, что на момент взлета Як-42 находился в полностью исправном состоянии, а двигатели его работали до того самого момента, когда самолет задел авиамачту. "Разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено", - заявила председатель МАК. Итоговый отчет комиссии может быть подготовлен уже сегодня-завтра, так что ждать осталось недолго.

Гибель Як-42 спустят на тормозах?. 2353.jpegМежду тем сотрудникам Ространснадзора вовсе не нужно ожидаться обнародования итогов расследования: у них свои задачи, поставленные президентом и премьер-министром. Дмитрий Медведев поручил удалить с рынка всех неблагонадежных перевозчиков, которых вице-премьер Сергей Иванов метко окрестил "живопырками". Владимир Путин в своем "фирменном" жестком стиле конкретизировал поручение - навести порядок в сфере пассажирских авиаперевозок за десять дней. Получится ли это у чиновников, сказать пока трудно. Перво-наперво они взялись за проверку всех имеющихся в стране Як-42 (их насчитывается 57 штук, на данный момент проверены 28) и начали изымать из эксплуатации подозрительных "старичков". Первыми выбыли из строя два самолета злополучной авиакомпании "Як-Сервис", которой принадлежал рухнувший в аэропорту "Туношна" борт. За компанию эксперты отстранили от полетов воздушное судно "Саратовских авиалиний". Итого получается три Яка на всю Россию - с учетом, конечно, того факта, что проверка будет продолжаться и дальше.

К слову сказать, обнаруженные комиссией Ространснадзора нарушения, из-за которых три самолета перешли на "приземленное" положение, носят весьма показательный характер. Все они связаны с изношенностью российского авиапарка. "Як-Сервис" сразу после трагедии с "Локомотивом" признался, что располагает самолетами в среднем тридцатилетней давности выпуска, из которых разбившийся под Ярославлем был самым "юным". Поэтому мало кого, наверное, удивит, что еще два Як-42 этой авиакомпании по результатам проверки были уличены в непригодности к полетам. В двигателе одного из них комиссия обнаружила "просроченный" агрегат, у второго с самим двигателем вроде все оказалось в порядке, зато выработала свой ресурс автоматика управления. "Саратовские авиалинии" лишились самолета, на одной из деталей которого отсутствовала маркировка завода-изготовителя. Откуда взялась эта самопальная запчасть, не сообщается.

Читайте также: Минтранс проверит деятельность Росавиации.

Но эта небольшая выборка весьма красноречиво обрисовывает положение во всей отрасли. Качество подготовки кадров, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Предприятия постоянно жалуются на отсутствие притока молодых специалистов и вынуждены опираться на "старую школу", которая по естественным причинам выбывает из строя, не имея адекватной смены. Из 130 работающих в российском небе авиаперевозчиков насчитывается десяток крупных, обслуживающих подавляющее большинство пассажиров, а остальные - это те самые "живопырки", промышляющие по мелочи. Естественно, самолетов у них раз-два и обчелся, да и те достались в наследство от славного советского прошлого. Они требуют постоянной заботы, а обслуживание стоит так дорого, что крошечным авиакомпаниям не потянуть. Выход из положения они находят логичный, но циничный: ничего не делать, вырабатывать ресурс имеющихся машин, экономить на всем и, как следствие, подвергать риску своих клиентов.

Гибель Як-42 спустят на тормозах?. 2352.jpegКак Ространснадзору и Росавиации удастся выполнить поручение Владимира Путина, обязавшего чиновников в десятидневный срок зачистить рынок пассажирских авиаперевозок от неблагонадежных игроков, - загадка. Но категоричность, которой славится российский премьер, произвела сильное впечатление на сами авиакомпании. Первой ласточкой, подхваченной ветром перемен, стала "Когалымавиа", которая доселе базировалась в сургутском аэропорту. Его генеральный директор Евгений Дьячков уже объявил, что с 1 октября этот перевозчик закрывает регулярные рейсы.

Читайте по теме: Авиабилет на тот свет.

Местные журналисты разнюхали, что прекращать деятельность вообще компания не собирается, просто сменит профиль на вертолетные перевозки и чартеры. Не то чтобы ее руководство проявило похвальную сознательность - скорее всего, оно предугадало неизбежный вердикт инспекционной комиссии, которая рано или поздно доберется и до Югры. "Когалымавиа" наверняка будут проверять особенно тщательно, ведь ее репутация подмочена трагическим инцидентом, произошедшим в аэропорту Сургута 1 января нынешнего года. Напомним, что там на взлетно-посадочной полосе загорелся Ту-154, который должен был вылететь в Москву. Пожар стал причиной гибели трех человек, в том числе одного ребенка, десятки пассажиров пострадали.

Эксперты тогда обещали, что представят отчет о причинах катастрофы через полгода, однако все сроки уже прошли, а доклад так и не был обнародован. Надо думать, с расследованием крушения Як-42 с хоккеистами "Локомотива" на борту будет иначе. Поэтому, наверное, KOLAVIA и попыталась предвосхитить события, добровольно отказавшись от предоставления услуг, которые неминуемо привлекут внимание чиновников.

Ирина Калугина
Код для вставки в блог

Новости партнеров