Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Яндекс и цена скандала

Страна | 04.05.2011


Премаркетинг "Яндекса" на бирже NASDAQ сопровождается серьезным скандалом. Сначала компанию обвинили в передаче ФСБ личных данных пользователей, затем - в распространении порнографии. Сам гигант с удовольствием рассказывает потенциальным инвесторам о сопутствующих рисках и раскрывает информацию о сделках. Такое впечатление, что поисковику выгодно "подмочить" собственную репутацию. Капитализация российского конкурента Google взлетела до 9 миллиардов долларов. Такого порога не достигал даже холдинг Mail.ru Group.


Поисковая система не оставляет попыток провести IPO на NASDAQ еще с 2008 года. Но финансовый кризис, разгулявшийся по планете, временно поставил крест на планах российской IT-компании. А вот холдинг Алишера Усманова, Mail.ru Group, в ноябре прошлого года успешно разместил свои акции на американском внебиржевом рынке, невзирая на проказы взбунтовавшейся рыночной экономики. И выручил за них 912 миллионов долларов.

Однако "Яндекс" мечтает перепрыгнуть планку в один миллиард долларов, выбрав организаторами размещения надежные банки Deutsche Bank, Morgan Stanley и Goldman Sachs. Именно поэтому так важно, чтобы капитализация компании была проведена в высоком ценовом диапазоне. И здесь очень кстати пришлись неконсолидированные активы, чья стоимость практически соответствует половине капитализации Mail.ru Group, а, значит, побить рекорд Усманова не составляет практически никакого труда.

Читайте также: Доблестный Яндекс обошел Microsoft

Компания планирует free-float в размере 10-20 процентов своих акций, и вчера уже начались встречи с инвесторами. Тогда же обнаружились любопытные вещи. Оказалось, что структура акционеров российского конкурента американской глобальной корпорации Google не так проста, как казалось раньше. При создании поисковика около 10 процентов акций  распределили между менеджерами Ильей Сегаловичем и Аркадием Воложем, которые ранее являлись акционерами дистрибутора компьютерного оборудования Comptek - именно за его счет финансировался Yandex.ru.

И нынче выясняется, что еще в далеком 2000 году фонд Baring Vostok Capital Partners приобрел 35,72 процента "Яндекса" за 5,28 миллиона долларов, соответственно, оценив компанию менее чем в 15 миллионов. Сейчас этот фонд является крупнейшим акционером поисковика, чья доля составляет 22,6 процента, экономическая доля Воложа - 14,67 процента, а Сегаловича - 3,07 процента. Кроме того, у американских партнеров (фонда Tiger Global) в наличии 20,5 процента акций, еще 5,13 процента -  у UFG, не считая многочисленных миноритарных акционеров. Как говорится, без пол-литра не разберешься.

Читайте по теме: "Аська" без вкуса "Яндекса"

Яндекс набивает себе цену скандалом. 1611.jpegО грустной неопределенности застенчиво твердит и сам "Яндекс". Он честно признался потенциальным инвесторам, что бизнес-климат в России оставляет желать лучшего, сервис "Яндекс.Деньги" часто используют для мошеннических операций, онлайн-казино, продажи детской порнографии и других незаконных операций. Также компания предупредила инвесторов, что, поскольку ее офис находится в центре Москвы, высокая стоимость аренды может ограничить возможности роста компании. А Кремль осаждает российскую IT-компанию и готов опосредованно вмешаться в ее деятельность, воспользовавшись правом "золотой акции", принадлежащей государственному Сбербанку. Политически мотивированные действия правительства, по мнению владельцев поисковика, могут быть успешно завуалированы под российское законодательство об иностранных инвестициях в стратегические предприятия. Оно, как известно, запрещает заграничным буржуям владеть более чем 50 процентами голосующих акций таких компаний. Следовательно, перспектива увеличения своей доли у иностранных инвесторов складывается весьма сомнительная.

Противостояние: Google переехал Яндекс по пробкам

Немудрено, что оценка капитализации "Яндекса" взлетела до 9 миллиардов долларов против 3 миллиардов год назад. И становится очевидным, что все эти перипетии, сопутствующие грядущему IPO российской компании, больше на руку самому поисковику, нежели неведомым недружественным конкурентам. Для инвесторов, которые очень любят играть большими деньгами, привлекательна сама идея "попробовать на зуб" российские реалии. И узнать: на самом ли деле национальный бизнес подвергается серьезному давлению со стороны государства, и смогут ли бизнесмены обойти превентивные меры, предпринятые "Яндексом" против поглощения. "Русская рулетка" в бизнесе - на это клюнут только мировые гиганты.

Тем не менее, сейчас трудно предположить, кто именно проявит интерес к российской компании. Она задумала внешнюю экспансию на мировые рынки, а в действительности все может оказаться наоборот. Приверженность глобальных корпораций к брендированию всего, к чему они прикасаются, и подмене культурных ценностей той страны, на чей рынок идут, рискует превратить российский поисковик в разменный актив. И в таком случае "золотая акция" проявит себя отнюдь не в виде проклятия для заклейменного нынче "Яндекса".

Карина Волконская
Код для вставки в блог

Новости партнеров