электрокар
электрокар
Евгений Акопян Опубликована 11.09.2025 в 0:22

Европа спешит за Китаем, а США резко притормозили — автопром в шоке от перемен

Международное энергетическое агентство: в 2025 году продажи электрокаров в мире превысят 20 млн

Мир автомобилей переживает один из самых заметных переломов в своей истории. В Китае, на крупнейшем авторынке планеты, машины с двигателями внутреннего сгорания постепенно уступают место электрокарам и гибридам. И теперь это уже не временный тренд, а устойчивый процесс.

Китай задаёт тон

По данным Ассоциации автопроизводителей КНР, последние пять месяцев подряд более половины покупателей новых машин выбирают модели на электричестве или с гибридными установками. В 2024 году в стране продали 31,4 млн автомобилей, а в 2025-м ожидается почти 33 млн. Причём половина из них — электрокары и гибриды.

Показательно, что ещё в апреле 2024-го электромобили впервые опередили ДВС по продажам, а в июле доля машин на новых источниках энергии (NEV) составила 50,84%. За весь год их реализация достигла 11 млн экземпляров — на 40% больше, чем годом ранее.

"Это необратимая трансформация, шаг в будущее", — заявил директор китайского климатического центра Института политики азиатского общества Ли Шуо.

Почему китайцы выбирают электрокары

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин называет несколько ключевых причин успеха NEV в Китае:

  • государство создало приоритетные условия для таких машин;
  • зарядная инфраструктура развита лучше, чем где-либо;
  • эксплуатация и обслуживание обходятся дешевле;
  • динамика и скорость выше, чем у ДВС.

Именно сочетание доступности, удобства и выгоды превратило электромобили в новую норму.

Европа ускоряет, США тормозят

Европа движется тем же путём, хотя и с оглядкой на Китай. Норвегия уже почти полностью перешла на "электрички": 90% продаж в 2024 году пришлись на них. В целом, по итогам первых месяцев 2025 года в ЕС зарегистрировали 701 тыс. новых электромобилей — 15,4% всех продаж.

В США же ситуация иная. С приходом к власти Дональда Трампа акцент снова сместился в сторону ДВС: субсидии отменены, введены пошлины, а местные автопроизводители получают приоритет. Итог — падение продаж электрокаров на 13,1% в начале 2025 года. Однако в июле, на фоне отмены налогового вычета в $7500, продажи достигли рекордных 9,1% от рынка.

Глобальный автопром: риск и шанс

Смена технологии означает радикальные изменения для всего автопрома. Европейские и японские бренды могут потерять позиции и уступить их китайским корпорациям. Уже сейчас под их контроль перешли Volvo, Lotus и Smart.

Преимущества электрокаров очевидны:

  • они сокращают зависимость от импорта нефти;
  • уменьшают загрязнение, особенно если работают на возобновляемой энергии;
  • выигрывают по эксплуатационным характеристикам.

По прогнозам Международного энергетического агентства, в 2025 году продажи электромобилей во всём мире превысят 20 млн. Почти 14 млн из них придутся на Китай.

Tesla и трудности лидеров

Даже пионеры отрасли не застрахованы от падения. Tesla теряет позиции в Китае: продажи за июль 2025 года сократились на 8,4% к прошлому году. В Европе дела ещё хуже: прибыль компании во II квартале упала на 16%, а выручка — на 12%. Новых моделей не появлялось с 2020 года, а спрос на Model S и Model X фактически исчез.

Россия: на обочине перемен

В России электрокары пока остаются экзотикой. За май 2025 года продано всего 786 машин, доля рынка — 0,9%. За первые пять месяцев 2025-го продажи упали на 63% к прошлому году.

Несмотря на прогнозы властей о выпуске более 183 тыс. электромобилей к 2030 году, эксперты скептичны. Главные препятствия — слабая инфраструктура и низкая ликвидность на вторичном рынке.

"Электромобиль в России — это игрушка для 2-3% покупателей", — заявил эксперт Антон Шапарин.

На деле парк таких машин в стране составляет лишь 0,11% от общего количества автомобилей.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »
Кондиционер увеличивает расход топлива на трассе — автоэксперт вчера в 6:24
Жалею, что не знал раньше: простая настройка кондиционера, после которой стёкла не потеют

Когда кондиционер лучше не включать: потери мощности и расход на трассе, риск простуды от обдува и рост затрат на фильтр и обслуживание системы.

Читать полностью »