Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 27.04.2024 : 92,0134
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 27.04.2024 : 98,7187

"Зайцы" обглодали Минтранс

После речи главы Минтранса Игоря Левитина в Госдуме, ведомство перелопачивает собственный огород - на всякий случай, если вдруг снова придется стоять на ковре и отвечать на неудобные вопросы. Выяснилось, что Россия - страна "зайцев", чей безбилетный проезд в общественном транспорте отнимает у компаний-перевозчиков нехилые суммы. Как бороться с этой напастью, государство еще не придумало и вряд ли найдет эффективный подход к решению проблемы. Зато мучить пассажиров, исправно оплачивающих свои путешествия, - святое дело.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел среди 1600 жителей большинства российских регионов любопытное исследование, в котором участвовали как контролеры, так и потенциальные безбилетники. Выяснилось, что в наземном городском транспорте и метрополитене постоянно не платят за проезд около 5 процентов граждан, а в электричках "зайцем" является уже каждый шестой пассажир. При этом 39 процентов опрошенных негативно относятся к безбилетному проезду, в то время как треть россиян понимают безбилетников. Но примечательно, что особой лояльностью отличаются петербуржцы и москвичи, которые составляют около 60 процентов административных нарушителей.

Разумеется, РЖД такие результаты опроса повергли в печаль и уныние. Как же так? На крупных станциях всех пригородных направлений стоят турникеты как на вход, так и на выход, за которыми четко бдят сотрудники ЧОПа и контролеры. Однако массовый безбилетный проезд уже приобретает характер стихийного бедствия, но, как и бывает в нашей стране, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. То есть законодательных мер борьбы с "зайцами" как не было, так и нет. Сомнительно, что Минтранс и РЖД всерьез рассчитывали решить проблему парой железных палок, выставленных на пути к перрону. Пассажиры скачут через них, перебираются по железнодорожным путям, а в самой электричке курсируют из вагона в вагон, избегая встречи с "охотниками".

Таким образом, ежегодные материальные потери компаний-перевозчиков составляют четыре миллиарда рублей. Владимир Якунин, узрев отчет ВЦИОМ, схватился за голову и посетовал, что на эти деньги можно было бы увеличить парк поездов. "Почти 63 процента считают электричку транспортом, проезд в котором можно не оплачивать, при этом электричка входит в тройку самых востребованных видов транспорта. Самые злостные безбилетники - мужчины 40-45 лет, то есть одна из самых трудоспособных категорий населения. Часто они мотивируют безбилетный проезд отсутствием денег", - возмущался глава "Российских железных дорог", но компетентного решения тоже не предложил.

При этом Минтранс регулярно повышает тарифы, делая невыносимой жизнь не только москвичей, но и жителей ближнего Подмосковья, для которых в последний раз проезд подорожал в 3-5 раз. Такой резкий скачок цен вызвал большой общественный резонанс, и одно из обществ защиты прав потребителей даже подало против РЖД судебный иск. Жалобу по сути удовлетворили, но размер повышения так и остался без изменений - 18 процентов. Очевидно, что за счет сознательных граждан перевозчики пытаются залатать финансовые бреши, то тут, то там пробиваемые "зайцами", но ведь даже с чиновниками когда-то должна заговорить их совесть.

Читайте по теме: Минтранс зовет инвесторов в метро

До бесконечности бороться с безбилетниками штрафами и повышением тарифов не только невозможно - это просто безрезультатно. Во-первых, потому что пассажиров, не достигших шестнадцати лет, контролеры не имеют права штрафовать. Зато, видимо, им весело наблюдать за юными нарушителями, пытающимися во время остановки перебежать в другой вагон, и машинистом электрички, который на весь поезд костерит мелких хулиганов трехэтажной отборной бранью. Во-вторых, бюрократия в России держится на нехитром, но крепком механизме, согласно которому каждый дворник в своем дворе хозяин. И даже если законопослушный гражданин решил оплатить свое путешествие на работу и обратно, приобретая месячный абонемент, его могут в любой момент настичь весьма неприятные сюрпризы.

Судите сами. Абонемент на проезд приобретается в кассах любой станции пригородного направления. Но если вдруг по нелепой случайности вам неверно "пробили" пункт отправления или прибытия, в жизни не докажете этот факт. Можно сколько угодно твердить контролерам у турникета, что каждый божий день ходите здесь - к мольбам они чудовищно глухи. Кроме того, и кассиру, который пробил вам желанный билетик, совершенно все равно - он просто выставит в окошко табличку "Перерыв".

Ранее мы писали: Поезд Гаева сошел с рельсов

Казалось бы, есть и ключ к решению проблемы - это "горячая линия", где все подробно расскажут и посоветуют, как быть. Но на самом деле дамы-операторы внимательно выслушают, а затем откровенно признаются, что ваше свободное перемещение зависит исключительно от человека, который стоит на контроле. А он, в свою очередь, на голубом глазу уверяет, что только начальство знает, как следует поступать в таких ситуациях, и предлагает прийти через денек, потом через другой. Так истекут десять дней с момента покупки, за которые пассажир имеет право подать жалобу и вернуть свои законные деньги. И только самые упорные могут дойти до конца и отстоять свое право на честный проезд - те, кого не испугать сказкой про кол и мочало.

Однако возникает резонный вопрос: зачем платить добровольно, если чиновники не только ведут неравную борьбу с "зайцами", но и рады морально истязать "обилеченных" пассажиров? Российское общество утрачивает последние надежды с помощью таких вот, на первый взгляд, мелких препятствий на пути к светлому будущему. Вот и растет чувство несправедливости, стыда за нынешнее состояние страны, собственной беспомощности и неспособности повлиять на происходящее. Поэтому немудрено, что согласно еще одному опросу ВЦИОМа, 60 процентов респондентов время от времени испытывают желание перестрелять коррупционеров и чиновников. И действительно, надо же хоть как-то сокращать их неуемный рост, а то правительство, по всей видимости, уже на грани отчаяния.

Спасавшему людей в

Спасавшему людей в "Крокусе" мальчику организуют встречу в Кремле

Мать мальчика подтвердила, что с ней связались из администрации президента и интересовались, не хотят ли они встретиться с главой государства.

Лето около и выше нормы, прогнозирует в России Роман Вильфанд

Лето около и выше нормы, прогнозирует в России Роман Вильфанд

Аномальные климатические явления широко наблюдаются по всему миру, однако до сих пор нашу страну они по каким то причинам практически не затрагивали. Веса этого года показала немного пугающую картину с количеством осадков и половодьем рек.