Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 27.07.2017 : 59.9102
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 27.07.2017 : 69.6816
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 27.07.2017 : 78.057
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 27.07.2017 : 47.335

Страна

Минтранс ездит на пассажирах

Минтранс России нашел ресурс для обновления общественного автопарка страны. Он предложил фактически отпустить тарифы на перевозки пассажиров, оставив регионам право регулировать их лишь в исключительных случаях. По идее, это должно увеличить прибыли транспортных компаний и дать им стимул для модернизации. Однако бизнесмены сделают это не за счет пониженных ставок на кредиты или государственных дотаций на перевозку льготников, из-за чего они собственно и терпят убытки, а за счет пассажиров.

Пока что предложение Минтранса по либерализации цен на пассажирские перевозки - это только проект. Если он будет принят, постановление правительства России "О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов)" от 1995 года в корне изменит свой смысл. Муниципалитеты больше не будут строго регулировать стоимость проезда в общественном транспорте, а значит, перевозчики смогут извлекать неограниченную прибыль из наших кошельков.

По мнению транспортников, сейчас перевозки остаются убыточными даже при софинансировании из местных бюджетов. "Увеличивающиеся в настоящее время социальные обязательства субъектов РФ еще больше усиливают дефицит средств региональных бюджетов в части компенсации затрат предприятиям пассажирского транспорта", поэтому, "субъекты РФ и муниципалитеты не в состоянии обеспечить рентабельную работу пассажирского транспорта", - говорится в проекте поправок.

Руководители транспортных предприятий недофинансированием из бюджета оправдывают сокращение и старение автобусов, троллейбусов и трамваев. По данным Минтранса, автопарк страны сократился на 40 процентов. Оставшаяся часть загружена сверх нормы. Обновляется техника на 40 процентов от нормативного уровня, то есть из десяти машин, подлежащих замене и списанию, шесть продолжают колесить на маршрутах, подвергая пассажиров опасности.

Ситуация действительно настораживающая, ведь от исправности городского и пригородного транспорта зависит наша безопасность. Но почему чиновники предлагают переоснащать предприятия за счет пассажиров, если корень проблемы лежит в недостаточной щедрости бюджетов субъектов и федерального центра? Если не хватает денег на перевозку региональных льготников, местные власти могут просто отменить свои льготы. А федеральных льготников субсидирует Москва, поэтому все претензии по недоплате за эту категорию граждан надо направлять в Минфин.

Читайте также: "Зайцы" обглодали Минтранс .

Минтранс же считает, что к бедственному положению приводят заниженные городскими, областными или краевыми властями тарифы, которые не покрывают затрат перевозчиков. "Сейчас складывается ситуация, когда субъекты или муниципалитеты, устанавливающие тарифы, зачастую в итоге отказываются субсидировать выпадающие затраты транспортных компаний, объясняя это тем, что компании, например, не обосновала свои расходы", - объяснил "Коммерсанту " заместитель министра транспорта Николай Асаул.

Чтобы отнять у муниципалитетов право занижать тариф, Минтранс разрабатывает единую формулу расчетов, которая учтет интересы транспортных компаний. Асаул уверяет, что к повышению тарифов это не приведет, так как в формуле будет присутствовать и коэффициент платежеспособности населения. Зато местным властям волей-неволей придется компенсировать разницу между аппетитами перевозчиков и возможностями пассажиров. Но откуда в таком случае возьмутся лишние средства, если и сейчас субъекты испытывают трудности при софинансировании предприятий общественного транспорта?

Очевидно, что внешне безобидный проект Минтранса - это завуалированная попытка либерализации тарифов на городском и пригородном транспорте. В результате цены на проезд обязательно должны будут расти, иначе смысла во всей этой затее никакого не будет. За платежеспособность населения будут приниматься усредненные доходы и тех, кто едва наскребает на трамвайный билет, и тех, кто разъезжает на шестисотых мерседесах. И если сейчас все налогоплательщики через бюджет оплачивают софинансирование общественного транспорта, то после либерализации нагрузка ляжет только на тех, кто пользуется автобусами и троллейбусами.

С точки зрения капиталистического государства, такой подход будет считаться правильным. Но даже в европейских странах, где давно построена рыночная экономика, власти стараются не отказываться от государственного регулирования тарифов на общественном транспорте. А уж Россия, по заявлению Народного фронта, остающаяся социальным государством, тем паче должна способствовать равномерному распределению богатства между членами общества и сохранять госрегулирование в социально значимых сферах.

Но одно дело - предвыборные заявления, а другое - курс, которым неуклонно движется Россия на самом деле.

Читайте также: Мафия ЖКХ бессмертна .

Либерализация тарифов на пассажирские перевозки будет всего лишь логическим продолжением дела, начатого в 90-е годы. Если все остальные цены - на горючее, на запчасти, на техническое обслуживание растут без ограничения, рано или поздно отпустить тарифы все равно придется.

Кому предложения Минтранса пришлись по душе, так это руководителям автотранспортных предприятий. Нынешними тарифами они везде недовольны.

В Воронеже недавно цена за проезд выросла на один рубль и составила 9 рублей. На фоне многих других регионов это очень даже дешево. Стоит проекту Минтранса воплотиться в жизнь, и цены поднимутся в полтора раза, как и обещано - с учетом-то интересов транспортных компаний. По словам и.о. директора ООО ТК "Автолайн" Виктор Натаров, "если бы проезд стоил 15 рублей - работа бы окупалась".

В Красноярске водители и владельцы маршруток уже не раз обращались к властям, писали письма губернатору и даже подавали на правительство в суд, требуя повысить тарифы или хотя бы сделать их плавающими.

Тем временем в Приморье автотранспортные предприятия и без всяких поправок Минтранса сумели добиться лояльности властей. С 1 сентября стоимость проезда в автобусах выросла с 11 до 13 рублей в четырех городах региона - Владивостоке, Уссурийске, Находке и Артеме. И это не предел. С января цена билета поднимется до 15 рублей. Власти объяснили жителям, что таким образом предприятия смогут наскрести на обновление автобусного парка.

А вот в Ростове мэрия помогает автотранспортным предприятиям закупать новые автобусы, а цена на проезд остается одной из самых низких в России среди городов-миллионников.

Как видно, вопрос переоснащения предприятий общественного транспорта зависит не только от тарифов, но и от эффективности управления. Поэтому и не верится, что повышение цен на проезд поможет модернизировать городские и пригородные перевозки.

Кроме того, в прошлом году исследование "ФинЭкспертизы" показало, что в стране упала транспортная доступность для населения, и эксперты в качестве выхода из ситуации предложили не отпускать, а напротив, ужесточить госрегулирование тарифов с тем, чтобы местные власти не имели права повышать потолок цен без учета доходов населения. Теперь же Минтранс собирается отнять у муниципалитетов такое право с другой целью - чтобы они не разоряли транспортников.