Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 22.08.2017 : 59.1409
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 22.08.2017 : 69.4314
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 22.08.2017 : 76.138
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 22.08.2017 : 46.8396

Культура

http://img.newsinfo.ru/image/article/4/4/0/2440.jpeg

"Цитадель" открыла ворота "Оскару"

На самом деле неукротимое стремление режиссера Никиты Михалкова протолкнуть свою картину в конкурсную программу "Оскара" вполне объяснимо. Оказавшись однажды на вершине кинематографического олимпа, сложно преодолеть желание туда вернуться. В сражение за главный приз Американской киноакадемии российский режиссер вступает уже третий раз. Первую попытку заполучить золотую статуэтку Никита Сергеевич сделал еще 15 лет назад. Старания талантливого режиссера не прошли даром: "Оскар" отправился в Россию. Когда в 1994 году первая часть "Утомленных солнцем", теперь по праву причисленная к классике отечественного кинематографа, снискала признание академии, все только порадовались за ее создателя. Картина ведь правда великолепная.

Спустя 14 лет, в 2008 году, Никита Михалков вновь попытался добиться признания заокеанских киноакадемиков, отправив на престижный конкурс свою последнюю на тот момент работу - фильм "12", ремейк старой американской ленты о суде присяжных с условным переложением на актуальную для России проблему войны с Чечней. Режиссера многие попрекали потерей связи с реальностью, поскольку сюжет его картины воспроизводил судебную систему США, да еще и образца середины прошлого века. Вряд ли творение российского киномэтра провалилось на "Оскаре" именно по этой причине, но от этого ведь никому не легче. Правда, в шорт-лист работа Михалкова тогда вошла - вместе, кстати, с "Монголом" Сергея Бодрова-старшего, которому пришлось уступить своему коллеге место в российском заявочном листе и участвовать в конкурсе от Казахстана. Но повторить подвиг "Утомленных солнцем" не удалось.

Читайте по теме: Утомленные "Оскаром" .

Чтобы прорваться в Америку, автору киноэпопеи пришлось спровоцировать непродолжительный и, увы, безысходный скандал, учиненный, главным образом, Владимиром Меньшовым. Глава Оскаровского комитета не поверил, что члены комиссии, отбирающей фильмы для конкурса, проголосовали за ленту по-честному. И отказался подписывать протокол заседания.

Читайте также: Венеция влюбилась в "Фауста" .

"Никто даже не объяснил, почему так голосует, из чего я сделал вывод, что решение было принято заранее. Он сам представил свой фильм на комиссию, что было не очень корректно. Год был урожайный: "Елена" Звягинцева, "Шапито-шоу" Лобана, "Жила-была одна баба" Смирнова, есть несколько фильмов, которые в этом году могли претендовать", - пояснил Меньшов, некогда получивший "Оскара" за фильм "Москва слезам не верит".

Однако члены комиссии посчитали иначе. Выразив своеобразный протест против их выбора, Владимир Меньшов понадеялся на совестливость самого кандидата и намекнул ему на такой выход из неловкого положения, как добровольный отзыв картины. Но Михалков не был бы Михалковым, если бы прислушивался к чужому мнению, даже когда это мнение уважаемых коллег.

Читайте по теме: "Цитадель" никто не взял .

Так что никакого самоотвода он не взял - и при поддержке своих сторонников дождался разрешения щекотливой ситуации. Режиссер Владимир Наумов охотно расписался в протоколе заседания вместо Владимира Меньшова. Причесав ситуацию на скорую руку, киношники радостно отправили третью часть истории о жизни комдива Котова на престижный конкурс.

Что ж, теперь желание Никиты Сергеевича увидеть свое эпохальное детище в неравной схватке за золотую статуэтку исполнено. С грохотом провалившаяся в российском прокате "Цитадель" будет бороться за звание лучшего фильма на иностранном языке с такими картинами, как "Гавр" финского режиссера Аки Каурисмяки, "Открытка" японца Кането Синдо, "Развод" иранского режиссера Асгара Фархади и другими. Настораживает в этой ситуации не столько сомнительность успеха картины, сколько последствия для репутации российского кинематографа в целом. Выдвижение михалковской "Цитадели" подразумевает, что ничего более достойного снять не удалось. Обидно, ведь в этом году появилось немало картин, достойных если не "Оскара", то хотя бы борьбы за него.