Курсы валют: USD 03/12 64.1528 0.4721 EUR 03/12 68.4703 0.8541 Фондовые индексы: РТС 18:50 1050.21 0.27% ММВБ 18:50 2128.99 0.34%

Кудрину Запад не указ

Кудрину Запад не указ
Страна | 08.08.2011


В Соединенных Штатах миновала угроза технического дефолта, что не помешало крупнейшей экономике мира утратить наивысший кредитный рейтинг. Теперь под вопросом будущее еврозоны, поскольку там буря на долговых рынках только набирает обороты. Сейчас банкротство уже светит Италии - третьей экономике ЕС. На фоне таких новостей к проблеме государственного долга обратился и российский Минфин. Только пока Запад судорожно изыскивает пути сокращения долгов, отечественные бюрократы намерены их наращивать.


Сегодня ведомство Алексея Кудрина направило на рассмотрение правительства документ под названием "Основные направления долговой политики России на 2012-2014 годы". В нем описывается, каким образом Минфин намерен покрывать дефицит бюджета, который, как ожидается, в следующем году составит 1,57 триллиона рублей, в 2013-м - 1,74 триллиона. А в 2014 году, по расчетам подчиненных Кудрина, расходы бюджета на 1,65 триллиона рублей превысят доходы.

Заткнуть эту внушительную финансовую дыру могли бы новые максимумы нефтяных котировок, но поскольку цена на черное золото и так держится на очень высоких уровнях, надеяться на это было бы крайне опрометчиво. Тем более что уже сейчас нефть начинает дешеветь на фоне финансовых проблем в Америке и Европе. Поэтому остается один путь - занимать.

В ближайшие три года финансовое ведомство намерено кардинально увеличить долговую нагрузку государства - почти в три раза, с нынешних 4,6 триллиона до 12 триллионов к концу 2014 года. Если до 2008 года государство занимало порядка 200 миллиардов рублей ежегодно, то теперь объемы привлеченных средств увеличатся в десять раз.

читайте также: Не так страшен дефолт, как его малюют?

Самое интересное в разработанном Минфином проекте - это источник заимствований. Чиновники планируют взять в долг не на внешнем, а на внутреннем рынке. В прошлом году Россия впервые за многие годы вышла на зарубежные долговые рынки, выпустив евробонды на 5,5 миллиарда долларов. Но назвать эту попытку удачной нельзя, потому что тут же начались проблемы с греческим долгом, и обслуживание займа резко подорожало.

Коллеги Алексея Кудрина и писали программу с прицелом на внутренний рынок. Но из-за невысокой ставки дохода облигации федерального займа (ОФЗ) малоинтересны отечественным экспортерам и негосударственным пенсионным фондам, которые аккумулируют порядка одного триллиона рублей. Пока что главным покупателем государственных бондов выступают государственные же банки, которым принадлежит 60 процентов ОФЗ. А чиновники намерены привлечь в облигации иностранных инвесторов. Сейчас они в основном проявляют к подобным бумагам чисто спекулятивный интерес, поскольку для них практически отсутствуют инструменты хеджирования рисков, да и операции с ними затруднены: ОФЗ котируются на ММВБ, на которую у нерезидентов доступа нет.

Пробудить долговременный интерес к российским облигациям у иностранцев должно ведение расчетов по ним с использованием международных клиринговых систем. Кроме того, уже в следующем году ОФЗ станут торговаться на фондовом рынке наравне с корпоративными ценными бумагами. При этом выпускаться будут только средне- и долгосрочные облигации с постоянной ставкой купонного дохода. Наиболее привлекательные для спекулянтов краткосрочные ОФЗ будут эмитироваться только в чрезвычайном случае.

Читайте также: Евро играет в греческую рулетку

Если планы Минфина оправдаются, то к 2015 году госдолг России достигнет 17 процентов ВВП. На фоне 220 процентов у Японии и 92 - у США, этот показатель вполне приемлем. "Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody's и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor's), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена", - отмечается в проекте Минфина. Другой вопрос, для чего вообще бремя заимствований. Наращивая номинальные расходы бюджета за счет долгов, правительство только раскручивает маховик инфляции.

"Столько занимать - много и не нужно, - приводят "Ведомости" мнение главного экономиста инвестиционной компании "Тройка диалог" Евгения Гавриленкова. - Раньше, когда правительство решало увеличивать займы, все объяснялось нынешними хорошими условиями на рынке. Обещали, что дальше будет хуже. Сейчас ситуация на международном долговом рынке меняется, и что будет дальше, никто не знает". Тем более, что даже оправданность текущих сравнительно небольших заимствований вызывает большие сомнения. Ведь до социальной сферы они, как правило, не доходят.

"Средства от увеличения внутреннего долга идут на поддержку банковской системы России и замораживание средств в бюджете, причем все три операции, похоже, являются для Минфина самостоятельными ценностями. Остается вопрос, какое отношение эти ведомственные ценности имеют к национальным интересам и насущным нуждам народа?" - задается в этой связи вопросом "Независимая газета".

Сергей Подосенов
Код для вставки в блог

Новости партнеров