
Цены на электромобили в России обрушились за считанные месяцы — но за этим падением скрывается важная деталь
На рынке подержанных электрокаров в России происходит ощутимая перестройка. С начала года средняя цена на такие автомобили снизилась на 16,1% — с 6,26 млн до 5,25 млн рублей. Особенно сильно подешевели кроссоверы из Китая и Германии, а вместе с ними — и интерес россиян к электромобилям. Но что именно стоит за этим падением цен, и какие модели "просели" больше всего?
Кому кризис, а кому — распродажа
По данным "Авито Авто", самые заметные изменения коснулись электромобилей Volkswagen: средняя стоимость таких моделей снизилась сразу на 27% и теперь составляет 3,83 млн рублей. Для немецкой марки это серьёзное падение, особенно на фоне общего тренда.
Китайские бренды также не удержались. Так, модели Evolute и Hongqi стали дешевле на 14,4%. В абсолютных цифрах это означает, что средняя цена Evolute сейчас — 2,5 млн рублей, а Hongqi — 6,6 млн. Но это ещё не всё.
Настоящим антирекордсменом стал кроссовер Nio ES6: минус 30,5% от стоимости за полгода. Сегодня его можно купить в среднем за 5,89 млн рублей. Его "старший брат", Nio ES8, потерял чуть меньше — 28,4% (8,2 млн рублей). Снижение затронуло и Zeekr 7X (-9,4%; 6,3 млн), и Evolute i-Pro (-12,6%; 2,49 млн), и даже Hongqi E-HS9 (-14,4%; 6,59 млн).
Почему так резко?
Причины столь стремительного падения кроются не только в экономике, но и в психологии покупателя. Артём Хомутинников, руководитель продаж направления "Новые авто" в "Авито", поясняет:
"Покупатели пока не готовы массово переходить на электромобили: нет достаточного количества зарядных станций, а также нет понимания, как и где обслуживать такие машины, особенно когда речь идёт о ремонте батарей", — Артём Хомутинников.
Действительно, по всей стране насчитывается чуть больше 1 000 зарядных станций, и большая их часть сосредоточена в крупных городах. За пределами МКАД зарядка электрокара превращается в настоящий квест.
Кроме того, послепродажное обслуживание электромобилей остаётся "тёмной зоной" для большинства автолюбителей. Специалистов по ремонту батарей по-прежнему мало, а запасные части — дороги и недоступны. Всё это снижает уверенность потенциальных покупателей и, как следствие, давит на цену.
Невесёлое изобилие и ценовая война
Ещё один фактор — это насыщение ниши. Несмотря на ограниченный выбор в среднем ценовом сегменте, конкуренция среди продавцов усиливается. Учитывая, что покупатель пока не спешит голосовать рублём за электромобили, продавцам приходится идти на уступки.
Примечательно, что на фоне всех сложностей ввоз подержанных электромобилей в Россию не останавливается. По оценкам аналитиков, за последние 12 месяцев он даже вырос, особенно из Китая. Многие компании предпочитают "скинуть" цены, чтобы не зависнуть с товаром на складе.
Кстати, ввоз китайских электрокаров стал проще благодаря возможности "растаможки" через Казахстан, что также подстегнуло предложение.
Электрокары против реалий
Пока страны Европы и Азии развивают инфраструктуру и предлагают налоговые льготы для владельцев электромобилей, Россия делает лишь первые шаги. Без поддержки государства и ясных гарантий послепродажного сервиса массовый переход на электрокары остаётся маловероятным.
Интересно, что в Китае на одного электромобильного механика приходится около 500 машин, тогда как в России — почти 10 000. При этом стоимость ремонта батареи может достигать 1 млн рублей, а подменных блоков чаще всего просто нет.
Покупатель становится всё более осторожным: вложить несколько миллионов в машину, которая может остаться без сервиса и сдохнуть от мороза — удовольствие на любителя.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru