
Как украинские политики чуть не продали сверхсекретные ракетоносцы Ту-16 американцам
После распада Советского Союза украинские власти в одностороннем порядке унаследовали большую авиационную группировку, включая 58 дальних ракетоносцев-бомбардировщиков с изменяемой стреловидностью Ту-22М2 и Ту-22М3, а также 23 стратегических Ту-95 МС и 19 Ту-160. На начало 90-х годов все эти образцы считались современными и секретными, а "шестидесятые" модели, такие как Ту-160, относились к новейшему поколению, эксплуатация которых началась лишь в 1987 году.
Несмотря на то что вновь образованные вооруженные силы Украины не имели возможности самостоятельно эксплуатировать такую сложную технику, киевские генералы не стремились передать ее России. По имеющимся данным, три исправных Ту-160 планировалось продать Соединенным Штатам, которые, в свою очередь, намеревались использовать их для запуска ракет, предназначенных для вывода спутников на орбиту.
Тем не менее эти четырехдвигательные тяжелые машины, прежде всего, интересовали американских военных, которые, по некоторым сведениям, собирались протестировать их в полете, а также разобрать для изучения. Вполне возможно, что один из сохранившихся экземпляров мог бы занять почетное место в музее в качестве трофея "холодной войны".
Однако сделка не состоялась, и, как утверждают, в этом немалую роль сыграла российская сторона. В результате, под давлением США большая часть Ту-22М, Ту-95МС и Ту-160 была утилизирована. Тем не менее у Украины удалось выменять восемь Ту-160, три Ту-95МС и более пятисот крылатых ракет Х-55 в счет долгов за импортированный природный газ. Один Ту-160 был оставлен в Полтавском музее дальней авиации в качестве экспоната.
Вместе с тем, обострившиеся отношения с Россией после 2014 года и аннексия Крыма еще больше усилили внимание к вопросам стратегической безопасности. Как следствие, Украина увеличила свой интерес к восстановлению своего стратегического потенциала и расширению возможностей своего военно-воздушного флота. К этому времени в стране активно обсуждались вопросы о необходимости модернизации имеющегося парка авиационной техники.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru