
Регионам нужны 57 тыс. автобусов: как планируют обновлять транспорт в России
Общероссийское объединение пассажиров предложило премьер-министру Михаилу Мишустину ускорить обновление общественного транспорта, создав Фонд развития общественного транспорта. Инициатива предполагает, что фонд ежегодно будет аккумулировать 10–12 млрд рублей, которые направят на закупку автобусов, троллейбусов и трамваев.
Основные положения инициативы
Председатель объединения Илья Зотов отметил, что до 2030 года российские регионы нуждаются в замене более 57 тыс. автобусов, 5 тыс. троллейбусов и 4 тыс. трамваев. Однако текущие меры затрагивают преимущественно города с населением свыше 50 тыс. человек, оставляя без внимания малые населённые пункты и межрегиональные маршруты.
Обновление транспорта в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» охватывает только часть потребностей. Для ускорения процесса предлагается:
- Увеличить объёмы закупок подвижного состава.
- Ввести трёхлетние контракты для поставщиков.
- Создать фонд, источниками финансирования которого станут:
- плата за проезд (например, 1 рубль с каждой поездки);
- средства от утильсбора;
- оплата парковки;
- туристический налог;
- привлечение рыночных инвестиций.
Поддержка инициативы
ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) выразила готовность принять участие в создании фонда как базовый заказчик. Организация будет формировать долгосрочные заказы для производителей транспорта, обеспечивая стандартизацию и соблюдение сроков. ГТЛК также готова привлекать финансирующие организации для увеличения объёма фонда.
Производители транспорта поддерживают предложение, отмечая, что парк трамваев и троллейбусов в регионах значительно устарел. Генеральный директор ПК «Транспортные системы» Александр Дубровкин сообщил, что на данный момент обновление осуществляется малыми объемами, и необходимы более амбициозные меры.
Экономические и социальные преимущества
По мнению аналитика Михаила Бурмистрова, создание фонда позволит:
- Закрыть разрыв в качестве общественного транспорта между Москвой и регионами.
- Обеспечить стабильную загрузку производств, что особенно важно в условиях дефицита кадров.
- Улучшить финансирование транспортной инфраструктуры, как это показал пример дорожного фонда.
Однако Бурмистров отметил, что финансирование фонда за счёт туристического налога и платы за проезд может оказаться недостаточным.
Статистика обновления транспорта
- В 2023 году в 64 региона было поставлено 4,04 тыс. автобусов, 240 электробусов, 113 трамваев и 32 троллейбуса.
- В 2024 году 81 регион получил 7,41 тыс. единиц пассажирского транспорта.
- Несмотря на это, две трети трамваев и троллейбусов в регионах требуют замены.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru