
Электромобиль может выжечь весь паркинг — и поставить под удар целый жилой дом
В России обсуждают возможность полного запрета стоянки и зарядки электромобилей на закрытых парковках. Национальный автомобильный союз (НАС) выступил с инициативой, которая может изменить правила эксплуатации "зелёного" транспорта в городской инфраструктуре.
Предложение адресовано главе МЧС РФ Александру Куренкову. В документе содержится просьба разработать правовые нормы, которые установят чёткие требования для размещения и обслуживания электромобилей и гибридов на крытых паркингах. Помимо этого, союз предлагает ввести конкретные меры ответственности — как для автовладельцев, так и для управляющих паркингами организаций.
Причина — повышенная пожароопасность
Ключевая мотивация инициативы — стремительно растущий риск возгораний электрокаров. Проблема особенно остра в условиях закрытых паркингов, где огонь и продукты горения представляют угрозу не только транспортным средствам, но и всему зданию в целом.
"Возгорание электромобиля в закрытом пространстве почти всегда сопровождается сильным задымлением и выбросом токсичных веществ, что делает невозможной быструю эвакуацию и тушение. Это может обернуться полным выгоранием паркинга и даже повредить расположенные над ним жилые дома", — отмечает вице-президент НАС Ян Хайцеэр.
Пожары трудно остановить
По данным Министерства чрезвычайных ситуаций, в 2024 году в России зафиксировано 120 возгораний электромобилей — на треть больше, чем годом ранее. Примерно 40% этих случаев происходят при длительном хранении автомобиля, 30% — во время зарядки и ещё 30% — в результате ДТП.
Причины возгораний разнообразны: от производственного брака до перегрева и использования несертифицированных зарядных устройств. В ряде случаев катализатором служит износ батареи. Но главная проблема — сложность тушения. Чтобы справиться с возгоранием одного электрокара, может потребоваться до 100 тысяч литров воды и несколько часов упорной работы спасателей. И даже это не всегда приводит к спасению автомобиля.
Электромобилей становится больше
На фоне усиливающейся климатической повестки и господдержки экологичного транспорта число электрокаров в России продолжает стремительно расти. По данным НАС, в 2023 году было реализовано более 80 тысяч электромобилей и гибридов, оснащённых тяговыми аккумуляторами и высоковольтными системами.
Это означает, что нагрузка на инфраструктуру и потенциальные риски будут только увеличиваться. При этом большая часть существующих паркингов проектировалась без учёта специфики хранения и обслуживания электромобилей.
Почему зарядка — тоже угроза?
Дополнительную тревогу вызывает размещение зарядных станций на стандартных машиноместах внутри зданий. Как подчёркивают эксперты, большинство таких паркингов не оснащено средствами локализации пожаров, способных справиться с возгоранием аккумуляторов.
"Размещение зарядных устройств вблизи традиционных автомобилей или в подземных зонах — это прямая угроза безопасности", — утверждает Хайцеэр.
По его мнению, разумной альтернативой может стать ограничение на зарядку и хранение "электричек" исключительно на открытых пространствах, как это уже практикуется в ряде стран Европы и Азии.
Что делают за рубежом?
Во многих странах Европы с развитой культурой электромобильности уже существуют ограничения на использование подземных паркингов для таких автомобилей. Например, в Норвегии и Германии введены жёсткие требования к системам пожаротушения на объектах, где разрешена зарядка. А в Южной Корее электрокары можно оставлять только на парковках, оборудованных специальными температурными датчиками и системами раннего обнаружения короткого замыкания.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru