
Фон Триера допросили за шутку о Гитлере
Датский режиссер Ларс фон Триер подозревается в "потворстве военным преступлениям": уголовное дело против него заведено французской полицией, которая ищет признаки нарушения законов в его речи на Каннском кинофестивале в мае этого года. Режиссер пообещал больше никогда не делать публичных заявлений, поскольку не может избежать двусмысленности.
Режиссеру Ларсу фон Триеру снова напомнили о каннском скандале, случившемся в мае: датская полиция по просьбе своих французских коллег допросила его по поводу пресс-конференции, на которой он заявил о том, что "понимает Гитлера" и является "нацистом". Допрос проведен в рамках уголовного дела, заведенного полицейскими французского города Грас: фон Триер подозревается в "потворстве военным преступлениям", пишет Газета.ру.
"Я сегодня в 14.00 был допрошен полицией Северной Зеландии в связи с обвинением из прокуратуры города Грасса во Франции, датированным августом 2011 года, о возможном нарушении французского закона... Обвинение касается заявления на пресс-конференции в Каннах в мае 2011 года", - заявил фон Триер вечером 5 октября.
Напомним, в мае 2011 года Ларс фон Триер в ходе обсуждения своей картины "Меланхолия" заявил журналистам: "Я бы не назвал его (Гитлера) хорошим парнем, но я могу его понять и даже немного симпатизирую ему", и закончил монолог фразой: "О'кей, я нацист".
Позже пояснил, что это высказывание было шуткой и принес извинения, но организаторы объявили режиссера персоной нон грата. Французский режиссер Клод Лелуш посчитал, что его коллега "совершил кинематографическое самоубийство". "Меланхолия" же осталась в конкурсе, уступила "Золотую пальмовую ветвь" фильму Терренса Малика "Древо жизни", но позволила Кирстен Данст получить приз за лучшую женскую роль, сообщает РБК.
Читайте по теме: Фон Триер наступил на грабли Гальяно
Впрочем, на этом история не закончилась. Ларсу фон Триеру еще не раз пришлось объяснять, что именно он сказал в Канне и почему - эта тема была одной из главных тем его интервью. В августе, когда ему пришлось извиняться и за то, что любимым фильмом шведского террориста Андерса Брейвика была его "Догма", он не выдержал и пообещал больше никогда не давать пресс-конференций. "Теперь я буду молчать как Терренс Малик. Нет никаких оснований для того, чтобы только у него была подобная привилегия", - заявил фон Триер. Но уже месяц спустя, представляя ретроспективу своих фильмов в Берлине, он сообщил (на пресс-конференции), что "французы - вот кто настоящие нацисты", вероятно, имея в виду политику Франции по отношению к цыганам, которых власти высылали из страны.
"Я думаю, что история учит нас: все мы когда-нибудь бываем нацистами, и иногда что-то становится слишком явным. Механизмы таких проявлений мы должны изучать, а не запрещать их обсуждение", - сказал он.
В полиции подтвердили вызов и общение с режиссером, однако, заметили, что никакого обвинения пока предъявлено не было.
"Мы допросили его сегодня, однако, обвинение предъявлено не было, так как французская полиция не просила нас об этом", - сказал в интервью датскому информационному агентству Ritzau представитель полиции Карл Эрик Агербу.
Адвокат режиссера Тюге Триер, комментируя датским СМИ вызов его клиента в полицию, сказал, что, безусловно, вызывает уважение работа французской прокуратуры с жалобами по поводу возможного нарушения закона. Однако, продолжил он, высказывание режиссера стоит рассматривать в определенном контексте и по словам адвоката оно вполне законно и за рамки, предусмотренные правом на свободу слова, сказанное режиссером не выходит.
"Понятно, что высказывание может восприниматься многими как неприятное. Ларс фон Триер уже выразил сожаление по этому поводу", - сказал адвокат агентству Ritzаu, сообщает РИА Новости.
Режиссер же решил, что пора завязывать с публичностью. "Предъявленные мне серьезные обвинения привели меня к мысли, что я не имею нужных навыков и не умею выражаться недвусмысленно. Поэтому я решил с этого дня воздержаться от всех публичных заявлений и интервью", - резюмирует режиссер в своем заявлении.
Обвинения в оправдании нацизма действительно серьезные: к примеру, в 2008 году крайне правый французский политик Жан-Мари Ле Пен получил три месяца тюрьмы условно и выплатил штраф в 10 тысяч евро за интервью, в котором он отрицал жестокость оккупации Франции фашистской Германией.
Отметим, что после каннского скандала картина фон Триера "Меланхолия" была показана на нескольких международных кинофестивалях (в том числе и Московском), но её прокат так толком и не сложился: на сегодняшний день большую часть выручки фильм получил в России (около 1,2 миллиона долларов из примерно 2 миллионов долларов), пишет Газета.ру.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru