Самолеты, пролетая через облака, создают в них отверстия и тем самым усиливают осадки в районе крупных аэропортов, выяснили ученые. Также такие "дыры" ведут к образованию структур, которые многие принимают за НЛО или следы пусков ракет.
Со времен, когда мэром Москвы был Юрий Лужков, в России известно о технологии рассеивания облаков, которую применяют для создания благоприятных погодных условий. Эта технология использует неустойчивость микрокапель воды в облаках. Микрочастицы распыляемого с самолета реагента (например, азота или сухого льда - твердого углекислого газа) выступают как центры кристаллизации: вокруг них ассоциируются капельки воды или кристаллики льда из облаков. Таким образом, разросшийся кристалл становится слишком тяжелым, метастабильность - неустойчивое равновесие - в облаке нарушается. Так провоцируется дождь: кристаллик льда падает, превращаясь на подлете к земле в воду. Соответственно, реагенты распыляют прицельно, с учетом направления ветра, не менее чем за 50 километров от места проведения мероприятия, над которым должно быть чистое небо (в Москве в первый раз "разогнали тучи" перед парадом Победы 1995 года).
Равновесие в метастабильных каплях может быть нарушено и пролетающим через такое облако самолетом, пишет Газета.ру.
Согласно результатам исследования западных ученых, самолеты "оставляют дыры в облаках" и вызывают необычное явление, которое способствует увеличению осадков в зонах, приближенных к крупным аэропортам.
Летящий самолет "замораживает капли воды в облаках и оставляет после себя ленты кристаллического льда", заявил физик из Национального центра атмосферных исследований в Боулдере Эндрю Хеймсвилд, пишет The Wall Street Journal.
Физики сравнивают это явление с так называемым "засевом облаков", когда йодистое серебро рассеивается в облаках, чтобы повлиять на количество осадков, выпадающих из них. Введенные в облако частицы действую как ядра, вокруг которых конденсируется пар, который затем достигает земли в качестве дождя или снега.
Как отмечет издание, если результаты исследования ученых верны, то реактивные и турбовинтовые самолеты имеют непосредственное влияние на локальные погодные условия. Правда, по данным газеты, пока существует лишь несколько примеров, указывающих на связь между траекторией полета самолета и более обильными снегопадами в районе аэропортов. Например, в 1992 году были проведены радиолокационные измерения в районе бывшего аэропорта Стэплтон в Денвере, которые подтвердили, что непосредственно над воздушной гаванью выпадали более обильные снега, чем в других районах города.
Что касается "дыр в облаках", то подобные явления наблюдались в нескольких частях света. Например, в 2009 году над Москвой "парило зловещее облако в виде блюдца". Это, как отмечает издание, вызвало "спекуляции о запусках ракет и НЛО". Но, по мнению ученых, это было всего лишь "продырявленное самолетом облако", сообщает газета "Взгляд".
Вывод ученых состоит в том, что самолеты могут оказывать влияние на погоду в районах крупных аэропортов. Высоко в небе в облаках температура воздуха колеблется на уровне -10 градусов по Цельсию (напомним, вода в обычных условиях замерзает при нуле). Однако в отсутствие частичек пыли или кристалликов льда - твердых образований, которые служат "затравками" для запуска процесса кристаллизации (замерзания), - вода в облаках остается в жидком состоянии. Такая переохлажденная вода в виде микрокапель существует при температурах до минус 40 градусов. Однако искусственное внесение центров кристаллизации в облако вполне способно вызывать замерзание воды при температурах гораздо выше критических минус 40. Это и делают самолеты.
"Если в одном и том же облаке находятся переохлажденные капельки воды и частицы льда, то капли испарятся и затем осядут в твердом виде на поверхности частиц льда. При такой конденсации поверхность льдинок нагревается, в облаке начинаются процессы вертикального переноса", - объясняет один из авторов работы Эндрю Хеймсфилд из Национального центра исследования атмосферы в Колорадо. В свою очередь,
эти нарушения структуры облаков приводят к осадкам.
Чем более оживленным является движение (то есть чем крупнее аэропорт), тем больше вероятность, что в этом месте будет наблюдаться повышенное количество осадков в виде снега или дождя. Это, в свою очередь, означает, что для очистки самолетов от обледенения, которая проводится перед полетом, априори требуется большее количество времени и сил. Еще один вывод заключается в том, что многие метеостанции (особенно в приполярных регионах) находятся у аэропортов, а значит, их данные и полученные на их основе прогнозы погоды могут быть существенно искажены эффектом летающих самолетов. При этом ученые отмечают малую вероятность того, что этот эффект влияет на глобальный климат, пишет Газета.ру.
А омские ученые изобрели уникальный аэробаллистический стенд, при помощи которого можно изучать воздушные и дымовые потоки в небе над городом. Уникальное изобретение представят на международной выставке "ВТТВ-Омск-2011".Стенд представляет собой пневматическую пушку, которая может выстреливать дрейфующие парашюты и дымовые маркеры на высоту до 600 метров по заданным траекториям. После этого с помощью лидарного комплекса проводится мониторинг направления движения объектов в небе, скорости и силы ветра, плотности рассеющегося дыма и других параметров. Результаты мониторинга могут быть сохранены в компьютере и использоваться для дальнейшей обработки, пишет Правда.ру.
Семь пожизненных сроков дали террористке в Турции
Обвинение требовало для нее 3 009 лет лишения свободы. По этому делу были осуждены 36 человек.
Мир должен остановить эскалацию кризиса на Украине, считает глава МИД Китая Ван И
Китай делает все более сильные и однозначные заявления по поводу ситуации вокруг Украины. По мнению одной из ведущих мировых держав с самой сильной экономикой, этот кризис может подорвать стабильность во всем мире и привести к большим проблемам для всей цивилизации.
Автоэксперты рассказали, какие автомобили с Пекинского автосалона ожидать в России
В Пекине проходит международный автосалон, и эксперты выделили основные автомобильные новинки, которые ожидаются в России.
Куриный шашлык на майские праздники для россиян будет дороже, чем раньше
В среднем повышение цен на куриное замаринованное мясо составило 25 процентов.