Камера, которая видит невидимое: как финские археологи нашли потерянные петроглифы под мхом
На скалистых берегах финского озера Йовеси в местечке Ристиина уже пять тысячелетий стоит молчаливый страж — изображение лося, выполненное красной охрой. Эта величественная фигура — часть крупнейшего в Северной Европе собрания наскального искусства Астувансалми. Но самое удивительное открытие ждало исследователей не на поверхности камня, а под наслоениями времени, мха и выветренной породы, где современные технологии помогли обнаружить ранее неизвестные рисунки.
Технологии, видящие сквозь время
До недавнего времени в Астувансалми было известно около 80 доисторических изображений. Однако исследовательский проект под руководством Школы компьютерных наук Университета Восточной Финляндии кардинально изменил представления о возможностях археологии.
"Мы здесь уже три часа и уже идентифицировали три потенциально новых фигуры", — говорит координатор проекта Вейкко Миеттинен.
Секрет такого прорыва — в использовании гиперспектральных камер, способных различать мельчайшие вариации красных пигментов и определять их возраст и химический состав. Даже невооруженным глазом видно, что камень имеет множество оттенков красного — следы различных красящих смесей, которые использовали древние художники.
"Анализируя гиперспектральные изображения, мы можем разделить эти оттенки и даже узнать, сколько различных комбинаций пигментов было использовано", — объясняет Миеттинен.
Создание цифрового двойника
Для документирования скалы используется целый арсенал современных технологий. Сначала всю территорицию фотографируют панорамным сканером GigaPan, затем сканируют 3D-сканером Matterport и специальной системой из трех камер на выдвижной штанге.
Все полученные визуальные данные сразу загружаются на облачные серверы, формируя точный цифровой двойник скальной поверхности. Эта модель высочайшего разрешения позволяет исследователям изучать каждый миллиметр рисунков и сохранить их для будущих поколений.
"Раньше камеры могли фиксировать только три цветовых канала", — говорит специалист по 3D-моделированию Рами Саарикорпи из 360Finland. "Сегодня гиперспектральные сканеры могут регистрировать сотни длин волн".
Сравнение традиционных и современных методов исследования
| Параметр | Традиционные методы | Современные технологии |
| Обнаружение изображений | Визуальный осмотр невооруженным глазом | Гиперспектральное сканирование, выявляющее скрытые пигменты |
| Документирование | Зарисовки, фотографии с обычных камер | 3D-модели высокого разрешения, цифровые двойники |
| Анализ пигментов | Предположительный, на основе визуальной оценки | Точный химический анализ по спектральным данным |
| Сохранение наследия | Физическая защита памятника | Цифровые копии, доступные по всему миру |
Воссоздание древнего ландшафта
Исследователи пошли еще дальше — они используют игровые движки для реконструкции доисторических ландшафтов. Во времена создания наскальных рисунков уровень воды в системе озер Сайма был значительно выше.
"Подняв поверхность воды до ее древнего уровня с помощью цифровых технологий, мы можем увидеть, где могли находиться доисторические художники", — отмечает Миеттинен.
Этот подход уже помог предсказать возможные места нахождения еще не обнаруженных изображений. Аналогичные исследования проводились на других финских памятниках наскального искусства — в Вярикаллио и Сараакаллио.
Как создать цифровой архив семейных фотографий
Принципы, которые используют археологи, могут пригодиться и в обычной жизни для сохранения семейной истории:
-
Используйте сканер высокого разрешения. Для оцифровки старых фотографий выберите сканер с разрешением не менее 600 dpi — это позволит сохранить мельчайшие детали.
-
Создайте единую систему хранения. Присваивайте файлам понятные имена по шаблону "Год-Месяц-Событие_Имена" для легкого поиска.
-
Применяйте облачные технологии. Храните копии архива в разных облачных сервисах — это защитит ваши воспоминания от потери при повреждении жесткого диска.
-
Используйте метаданные. Заполняйте информацию о дате, месте и людях на фотографиях в свойствах файлов — это поможет будущим поколениям понять контекст.
-
Создавайте 3D-модели ценных предметов. С помощью специального приложения для смартфона можно создать трехмерные модели семейных реликвий для виртуального музея.
Искусственный интеллект на службе археологии
В исследовании активно участвует искусственный интеллект. Доктор Дмитрий Семенов, руководитель исследований в Школе компьютерных наук, объясняет, как нейронные сети обучаются распознавать повторяющиеся формы на изображениях горных пород.
"Машинное обучение позволяет нам выявлять закономерности и, возможно, даже определять "почерк" отдельного художника", — говорит Семенов.
Однако историки призывают к осторожности. Профессор Киммо Катаяла из Университета Восточной Финляндии предупреждает о культурных различиях:
"Если ИИ обучается на данных из одного региона, он может неверно интерпретировать изображения из другого".
А что если…
Если технологии гиперспектрального сканирования станут более доступными, они смогут революционизировать не только археологию. Если применять аналогичные методы для исследования фасадов исторических зданий, можно обнаружить скрытые под слоями штукатурки древние росписи или первоначальный цвет сооружений.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Почему именно красная охра так хорошо сохранилась?
Красная охра на основе оксида железа — один из самых устойчивых природных пигментов. Она не выцветает под воздействием ультрафиолета и устойчива к химическому выветриванию, что и позволило рисункам пережить тысячелетия.
Могут ли эти технологии обнаружить рисунки под слоем камня?
Нет, гиперспектральное сканирование выявляет только пигменты на поверхности. Но оно может обнаружить следы краски под тонкими слоями мха, лишайника или минеральных отложений.
Доступны ли эти цифровые копии для обычных людей?
Да, именно в этом одна из главных целей проекта. Виртуальные туры и 3D-модели наскальных рисунков постепенно становятся доступными через музеи и онлайн-платформы, позволяя каждому прикоснуться к древнему искусству.
Три интересных факта о наскальном искусстве Финляндии
-
Водный контекст. Большинство финских петроглифов расположены у воды, что связано не только с практикой древних художников, но и с тем, что вода защищала подходы к священным местам в определенные сезоны.
-
Технология рисования. Анализ пигментов показал, что древние художники использовали разные связующие вещества — от животного жира до яичного желтка, что влияло на долговечность и оттенок рисунков.
-
Культурные связи. Сравнительный анализ стилей показывает удивительные параллели между изображениями в Финляндии, Норвегии и России, свидетельствующие о древних культурных контактах.
Исторический контекст
Наскальные рисунки Астувансалми создавались в период неолита, когда территории современной Финляндии заселяли племена охотников-собирателей. Это было время, когда человечество только начинало осваивать металлы — медные изделия только появлялись в регионе, в то время как основными материалами оставались камень, кость и дерево. Создание столь масштабных художественных комплексов свидетельствует о сложной духовной жизни и социальной организации этих обществ. Интересно, что примерно в это же время в других частях света возникали первые цивилизации — в Месопотамии строились первые города-государства, а в Египте начиналось формирование единого царства. В то время как на Ближнем Востоке создавались письменные системы, в Северной Европе важнейшие знания и мифы фиксировались в форме наскального искусства, создавая уникальную визуальную летопись эпохи.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru