Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 19.04.2024 : 94,0922
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 19.04.2024 : 100,5316

"Бабушка-смерть" и набор для самоубийц

В Америке разгорается страшный скандал вокруг 91-летней жительницы штата Орегон, торговавшей "наборами для самоубийц". Нехитрое приспособление позволяло покупателю довольно просто отправиться на тот свет. Предполагалось, что прибором должны пользоваться смертельно больные люди, стремящиеся избавиться от страшных болей. Законы штата до последнего времени разрешали вести такой бизнес. Но сейчас общественность взорвана новостью, что смертоносный товар помог уйти из жизни вовсе не только страдающим от лютых мучений...

Дискуссии о том, насколько позволительно "помогать" смерти, не утихнут, покуда люди будут задаваться вопросами веры, морали, нравственности и человечности. Разговор об эвтаназии подобен "зеркальному коридору", уходящему в бесконечность: сколько ни обсуждай, в результате однозначного мнения не достичь. Слишком много нюансов и доводов с разных сторон, чтобы можно было свести их к единому знаменателю. Возможно, существует некая тончайшая нить, идеально "сшивающая" все "за" и "против". Но в жизни чаще тяжеловесный довод падает то на одну, то на другую чашу весов.

Одна из таких "гирек" буквально на днях упала на ту чашу, на которой написано "нет эвтаназии". В Америке разгорелся скандал вокруг 91-летней Шарлотты Хайдорн, которая владеет фирмой, производящей и продающей "наборы для самоубийц". Сам прибор довольно прост: это пластиковый пакет, который следует надеть на голову, и гибкая трубка - через нее в пакет подается гелий или иной смертоносный газ по выбору клиента. Стоимость всей конструкции приблизительно 60 долларов, причем главную составляющую - собственно, газ - пациент должен приобрести самостоятельно.

Это очень тонкий нюанс. Эвтаназия запрещена на всей территории Америки. Однако в двух штатах, Орегоне и Вашингтоне, существует лазейка, называемая PAD. Это самоубийство под присмотром врача (physician-assisted suicide). Основное отличие от запрещенной эвтаназии в том, что в случае PAD пациент должен самостоятельно лишить себя жизни, и доктор не имеет права ему помогать, а лишь должен следить, чтобы все прошло как надо.

Разумеется, ни в Орегоне, ни в Вашингтоне никто не позволит покончить с собой на глазах у врача человеку, у которого для этого нет полновесных медицинских оснований. Разрешение на PAD распространяется только на неизлечимо больных людей, которых от смерти отделяет лишь недолгий, исполненный мучениями срок. Но факт остается фактом: суицид в этих двух штатах получил своего рода "легальную прописку", что и позволило Шарлотте Хайдорн наладить бизнес и добрых двадцать лет продавать "набор для самоубийц" страдающим от болезней людям, мечтающим тихо уйти из жизни. Но только ли им?

Агенты ФБР пришли в дом к Хайдорн, когда выяснилось, что ее прибором воспользовался 29-летний Николас Клоноски, у которого не было ровным счетом никаких оснований кончать жизнь самоубийством. Просто он был в депрессии, а тут под руку попалось объявление о продаже смертоносного прибора. Купить отравляющий газ тоже, к сожалению, не стало проблемой, а врач и вовсе оказался не нужен. Так-то и выявляется различие между некой "идеальностью" закона и жизненными реалиями.

В мгновение ока жизнь Хайдорн изменилась. Обыскавшие ее дом агенты изъяли компьютеры, швейную машинку и коробки с уже готовыми приборами. Из очень пожилой респектабельной женщины она превратилась... а вот в кого она превратилась - очень большой вопрос. Для одних она - подельница смерти, торговка гибелью. А для других - владелица прибора, позволяющего мгновенно и навсегда решить все проблемы. Как ни жутко это звучит, но самоубийство Николаса Клоноски и шумиха, поднявшаяся после того, как стали ясны обстоятельства смерти, сослужили фирме Хайдорн отличной рекламой. Заказы на прибор взлетели до небес.

"До того, как это произошло, у меня было 2-3 заказа в месяц... не более 25 в год, - спокойно говорит Хайдорн. - А когда все выплыло наружу, я получила более ста заказов, и только из Орегона - 70-80".

Американская пресса описывает ее: высокая, очень крепкая для своих лет женщина, загорелая и кареглазая. Фактически бессребреница: "Я это делала не ради денег, у меня дома валяется куча чеков, которые я так и не обналичила". Идейная Хайдорн призналась, что продавала свой прибор всем, кто попросит, не задавая лишних вопросов. И поэтому никто не знает, сколько на самом деле ее покупателей ушло на тот свет в порыве отчаяния или после долгой депрессии...

Тем не менее, Хайдорн пренебрежительно относится к "критикам", которые сейчас обвиняют ее, говоря, что она торговала смертью направо и налево. "Я даже не называю это прибором для самоубийц, - говорит она. - Это для людей, которые желают контролировать свою жизнь, включая самые последние минуты". Кстати сказать, она и сама собирается рано или поздно им воспользоваться: "Если дойдет до того. Я не хочу умирать беспомощной. А если люди не понимают, ну так что ж..."

Сама Хайдорн дала смертоносному товару имя GLADD - Glorious Life and Dignified Death. Прекрасная жизнь и достойная смерть. То, что должно быть в идеале. А что получается в жизни?

Ранее мы писали: Facebook поможет красиво умереть

"GLADD разбил мою семью на миллион осколков", - говорит младший брат самоубийцы Клоноски. И сложно не согласиться, что красиво звучащая идея на практике обернулась уродливым кошмаром. Немудрено. Идея - это всегда некая висящая в воздухе абстракция, а жизнь похожа на паутину, в которой все переплетено друг с другом. В ней есть злоупотребления, есть ошибки, и есть боль тех, кто не может смириться с решением любимого человека выбрать "достойную смерть". Тем более, если это решение основано не на объективных, а на очень субъективных фактах.

Власти штата Орегон сейчас работают над законопроектом, который запрещал бы производство и продажу приборов, подобных GLADD. Его главным инициатором является демократ Флойд Прозански. Основной довод - слишком велика опасность, что этот прибор попадет в руки людей, для которых станет "бесповоротным решением временных проблем", особенно - впечатлительным подросткам.

В российской прессе эта история появилась после того, как стало известно о самоубийстве американского режиссера, сценариста и композитора Джозефа Брукса, обвиняемого в тринадцати изнасилованиях. Его тело нашли 22 мая: на голову трупа был надет пластиковый пакет, к которому с помощью трубки был присоединен баллон с гелием. Неизвестно, был ли Брукс покупателем у Хайдорн, но, согласитесь, это очень похоже на ее "изобретение".

Можно ли без разбора вкладывать в руки людям оружие, с помощью которого легче легкого лишить себя жизни? Не будем даже касаться религиозного аспекта - известно, что христианство, которого придерживается большинство американцев, строжайшим образом запрещает самоубийство по любым мотивам и крайне сурово относится к тем, кто соблазняется на грех. Но вне вопросов веры, позволительно ли давать человеку возможность совершить ошибку такого высокого уровня?

Ведь Хайдорн настолько одержима идеей дать смертельно больным и страдающим возможность уйти безболезненно, что сознательно закрывает глаза на людей, которые покупают ее прибор вовсе не по медицинским показаниям. Ее не мучает ни совесть, ни ответственность за тех, кто принял самое страшное решение, когда можно было "разрулить" иначе. Можно сказать, она приносит в жертву слабых духом ради тех, кто слаб телом. Легкость и доступность GLADD, безболезненность ухода из жизни могут стать последней каплей для тех, кто никогда бы не решился повеситься, прыгнуть из окна или застрелиться. Потому что это страшно и больно. Искушение "легкой смерти" перебороть сложнее...

И вот он, вопрос вопросов: допустимы ли такие жертвы? Стоит ли чья-то перечеркнутая жизнь чьей-то безболезненной смерти?

Сбор подписей в защиту свободы слова в США хочет профинансировать Маск

Сбор подписей в защиту свободы слова в США хочет профинансировать Маск

Ранее миллиардер говорил, что американцы не понимают, насколько мощной может быть государственная цензура в США. Маск отметил, что его компании стали подвергаться постоянным нападкам после отмены цензуры в соцсети X.

Выбирать между свободой и демократией предложил американцам Байден, оговорившись

Выбирать между свободой и демократией предложил американцам Байден, оговорившись

Республиканцы используют эти оплошности в межпартийной борьбе, чтобы усомниться в умственных и физических способностях Байдена продолжать руководить страной.

Пятиметровую коробку с игрушками для фестиваля

Пятиметровую коробку с игрушками для фестиваля "Архстояние детское" сделают под Калугой

"Архстояние детское" — это ежегодный семейный фестиваль современного искусства. В программе запланированы мастерские, театральные постановки, концерты и кинопоказы.

Отчёт губернатора Ростовской области о работе правительства за год

Отчёт губернатора Ростовской области о работе правительства за год

Губернатор Ростовской области Василий Голубев представил депутатам Заксобрания области отчёт о работе правительства за прошлый год.