Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 26.04.2024 : 92,1314
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 26.04.2024 : 98,7079

Места всем не хватит: Китай выходит с авианосцами в открытый океан

Китайские власти вплотную занялись перспективами создания собственной морской авианесущей группы. От оборонительной политики в военной области решено, похоже, переходить к наступательной – причем в мировом масштабе. Как заявил официальный представитель министерства обороны Китайской народной республики Хуан Сюэпин, на высоком уровне серьезно изучается возможность строительства авианосцев.

В качестве причины выступил традиционный «оборонительный» мотив – мол, Китай обладает обширной морской границей, ее нужно защищать, равно как и обеспечивать безопасность важных для КНР морских направлений и его собственных интересов в территориальных водах. Однако г-н Сюэпин подчеркнул, что наличие авианосцев - это «комплексное проявление мощи страны, а также конкретное требование военно-морских сил государства», дав понять, что сильная страна должна их иметь.

Вместе с тем никакого изменения официальной стратегии Китая, по словам должностных лиц, не происходит, и их Вооруженные Силы по-прежнему продолжают выполнять сугубо оборонительные задачи. Но строительство авианосцев и оборонная тактика – вещи, извините, несовместные. В 50-х - 60-х годах прошлого века СССР от строительства авианосцев отказались именно с той мотивировкой, что это – оружие агрессии (ситуация изменилась только в 70-х). А кроме того, есть совершенно конкретный спектр боевых задач для этого типа кораблей: противовоздушная оборона морских соединений на марше, их противолодочная оборона, воздушная поддержка сухопутных войск в прибрежной зоне, уничтожение противовоздушной обороны противника, обеспечение завоевания превосходства в воздухе в заданном районе, и наконец - уничтожение кораблей противника силами авиации. Нетрудно заметить, что характер выполняемых задач сам говорит за себя. Авианосец – это инструмент обеспечения глобального присутствия в мировом океане. Собственно, до сих пор только 9 стран сейчас имеют их на вооружении: США (11, еще 2 строится), Великобритания (3 и еще 2 строится), Италия (всего 2), и по одному – у Индии, Испании, Бразилии, Франции, России и Тайланда. Да и сами они не идут ни в какое сравнение с американскими. А у Китая сейчас – лишь тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», стоящий на приколе в сухом доке военно-морской базы в городе Далянь.

Потратиться Китаю на строительство авианосцев придется немало. На каждый уходит порядка 4 млрд. долларов, и еще около 10 млн. долларов – на ежегодное обслуживание. И если китайские власти готовы пойти на такие расходы – значит, в их планы окончательно вошла идея присутствия в самых разных областях мирового океана. Косвенно об этом говорит и отправка трех китайских военных кораблей в Аденский залив и территориальные воды Сомали, которая запланирована на пятницу. В их задачу входит охрана судоходных морских путей. Два эсминца и вспомогательное судно прибудут с военно-морской базы Китая на острове Ханань.

Отметим, что Китай впервые отправляет свои военные корабли для участия в международных операциях. Это, по мнению экспертов, подтверждает готовность Китая открыто заявлять о своем статусе как мировой военно-морской державы. Как заявил г-н Сюэпин, «при необходимости в будущем китайские военные готовы оказывать всевозможную помощь и поддержку для обеспечения стабильности в мире и регионе».

Закономерно возникает вопрос: куда направит свои авианосцы Китай, если они будут построены? Понятно, что не в прибрежные воды – ведь никто не станет, например, держать дома гранатомет для защиты от воров. Но тогда какие регионы настолько привлекательны для Китая, что там может понадобиться морское присутствие столь внушительной силы?

В первую очередь, это все та же Африка. Интерес ведущих мировых держав к ней все больше усиливается – благодаря запасам полезных ископаемых и другим ресурсам, которыми богат «черный» континент. Активную роль здесь стремится играть и Китай. Так, например, Судан почти всю экспортируемую нефть направляет в Китай (а также в Индию). Как отмечает Андрей Маслов, заведующий Центром прикладных экономических исследований Института Африки РАН, прежде всего Китай и Индия помогли многим странам Африки преодолеть системный кризис 1990-х годов, и с этого времени их экономическое и политическое присутствие на континенте только нарастает. Для африканцев, с точки зрения эксперта, «важным преимуществом партнерства с этими странами является их готовность не вмешиваться во внутренние дела государств, отделять экономику от политики и предоставлять африканцам возможность устраивать свои политические системы таким образом, каким они считают нужным. Другое важное преимущество – китайцы и индийцы не сдерживают искусственно развитие национальной промышленности в африканских странах, в то время как европейцы и американцы в таких действиях были замечены не раз».

По оценкам Михаила Маргелова, председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, в нефтяном импорте Китая четверть составляет африканская нефть. А на африканском континенте действуют полторы сотни китайских торговых компаний, более десятка центров содействия инвестициям и торговле. «Китай как бы маскирует свое экономическое превосходство, декларирует в Африке тезис «общности судеб и задач», отмечает Маргелов, констатируя, что и в политической области «африканские страны неизменно поддерживаются Китаем». Эксперт напоминает, что уже шесть лет действует форум министров «Китай – Африка», на котором при участии африканских стран принимаются программы действий; кроме этого, под эгидой Госсовета Китая работает «Группа торгово-экономического и технико-экономического сотрудничества и координации отношений со странами Африки».

В этих условиях логично выглядит стремление Китая закрепить свои экономические успехи политическим присутствием на континенте. И военным – в море, обезопасив тем самым свой бизнес в Африке. Конечно, трудно сказать, в какой срок будет осуществлена программа по строительству авианосцев в Китае (если это вообще не «блеф» китайских властей), но факт остается фактом – Китай ясно дал понять, что определенные шаги в области своего присутствия в различных регионах мира (читай – в Африке) он гарантированно будет предпринимать. На фоне конкуренции мировых держав в Африке это выглядит вполне закономерным.

Беларусь обвинила Литву в атаках на Минск с помощью дронов, но Литва продолжает это отрицать

Представитель отдела стратегической коммуникации литовской армии майор Гинтаутас Цюнис сообщил, что атака литовский дронов на территорию Беларуси - это на все 99% случаев дезинформация.

Skoda продемонстрировала суперкар для Gran Turismo

Skoda продемонстрировала суперкар для Gran Turismo

Skoda представила виртуальный суперкар для видеоигры Gran Turismo, названный Skoda Vision Gran Turismo. Этот одноместный суперкар с футуристичным дизайном вдохновлён гоночным автомобилем 1100 OHC Spider 1957 года.

Врач Белоусова: антибиотики действуют на бактерии, а не на вирусы

Врач Белоусова: антибиотики действуют на бактерии, а не на вирусы

Врач Анна Белоусова прокомментировала запрет врачам выписывать антибиотики при ОРВИ.

Врач Агапкин рассказал, что зеленый кофе не помогает в похудении

Врач Агапкин рассказал, что зеленый кофе не помогает в похудении

Врач-реабилитолог Сергей Агапкин в передаче "О самом главном" опроверг миф о зелёном кофе как средстве для похудения.