Сергей Балмасов Опубликована 19.02.2008 в 19:34

Почему за рубежом отказываются от российского оружия?

Стало известно, что Алжир возвращает России купленные у нее ранее истребители МИГ-29. Речь идет о сделке по 15 боевым машинам на общую сумму в 1, 2 млрд долларов.

Многие российские СМИ поспешили объяснить возврат наших самолетов "нечистоплотной игрой" конкурентов по производству вооружений и в частности, Францию, которая якобы при Саркози стала вести гораздо более агрессивную политику на оружейном рынке. Что же могут предложить французы алжирцам взамен российских МИГов? Эксперты сходятся во мнении, что это многофункциональный боевой самолет Rafale фирмы Dassault, который в два с лишним раза моложе своего конкурента из России. Однако эти заявления не выдерживают никакой критики: по боевым качествам последние модификации МИГ-29 ничем не уступают "Рафалю". То же самое подтверждают показатели спроса на российские и французские самолеты. Так, если за всю тринадцатилетнюю историю "Рафаля" покупателей на него так и не нашлось, то МИГ-29 приобретали сотнями. Это и неудивительно, поскольку французские машины гораздо дороже российских. Заметим, что французский самолет не выдерживает борьбы и с основными конкурентами МИГ-29 – американскими F-16. Последний тому пример – победа американцев над французами в октябре 2007 года в Марокко.

Кое-кто пытается объяснить это межклановой борьбой среди алжирских высокопоставленных военных, которые едва ли не хотя якобы хотят просто "попилить деньги". Однако реальных доказательств тому попросту нет. Есть только догадки.

И уж если французы нас обошли по МИГам, то почему алжирцы даже не заикаются о приостановке выполнения военных контрактов по тем же тяжелым истребителям Су-30 или ракетным комплексам "Панцирь-С". Странным образом тут никаких конкурентов в лице Франции или других у России не нашлось.

Впрочем, тут не всё так просто как кажется на первый взгляд. Если бы Франция перехватила заключенный нами контракт, то, казалось бы, зачем в таком случае алжирскому президенту Абдельазизу Бутефлике ехать на экстренную встречу с российским лидером Владимиром Путиным? Тем более, что тема военно-технического сотрудничества двух стран стала главной на этих переговорах. С другой стороны, подобное поведение было бы крайне невыгодно и Алжиру, репутации которого при данном развитии событий мог быть нанесен самый серьезный урон.

Напомним, что согласно заключенным в 2006 г. контрактам между Алжиром и Россией, первый закупал у России товары, главным образом, военного назначения. И чтобы Алжир их купил не у кого-то, а у нас, мы обещали простить ему значительную часть его государственного долга в размере нескольких миллиардов долларов.

Какие же претензии выдвигают нам алжирцы? Они заявляют о том, что качество российских самолетов было "ниже ожидаемого". Российская сторона пытается оправдаться тем, что алжирские приемщики не только приняли наш товар, но и успешно его "обкатали" и потому их претензии плохо обоснованы.

Кризис в двусторонних отношениях между двумя странами может быть улажен заменой МиГ-29 более "свежими" и одновременно более дорогими МиГ-29М2 и МиГ-35. По крайней мере, на это надеются некоторые высокопоставленные алжирские представители.

Вероятно, читающий эти строки возмутится и скажет: "Да как они смеют! Решили просто получить за меньшие деньги новую технику! Попробовали бы они отказаться от западного оружия!" Однако к сожалению, такая реакция была бы не совсем справедливой. Дело в том, что алжирская сторона указала нам на наши конкретные огрехи, а именно наличие в новых самолетах старых узлов и деталей. Оправдания – самые детские: якобы производство МИГ-29 свернуто и потому "дыры" заполнили обычным старьем. И действительно, за последние 20 лет большая часть нашей "оборонки" была попросту уничтожена, а то, что осталось, дышит на ладан. В погоне за сиюминутной прибылью никто не озаботился воспроизводством рабочих и инженеров военных предприятий, а также об их техническом переоснащении. Для нас это последний тревожный сигнал о том, что пора бы наконец задуматься о фактически единственной отраслью производства, которая пока еще приносит в наш бюджет валютные поступления.

Другая проблема в том, что тому же МиГу давно пора подумать о смене своего основного "товара" в лице "29-й машины", которая уже изрядно намозолила глаз и в значительной степени потеряла свою репутацию после воздушных войн в Югославии и Ираке. И если есть более современная машина МИГ-35, то почему предлагают главным образом не ее, а древние устаревшие образцы?

Как бы там ни было, но возникает другой вопрос: зачем нам так позориться и одновременно пытаться обмануть самих себя? Ведь мы по условиям контракта давали на эти детали полную гарантию как на новые. И где гарантия, что теперь Алжир, да и другие наши покупатели не выберут новых, более надежных покупателей?

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Циклон над Черным морем ухудшил погоду в Краснодарском крае — Фобос сегодня в 12:58
Ч`рное море встревожило Кубань: что принесёт циклон и как изменится погода в регионе

Циклон над Черным морем ухудшает погоду в Краснодарском крае, принося дожди и облачность. Как изменится температура и когда ждать улучшений?

Читать полностью »
Краснодарский край снова популярен для новогодних каникул — Известия сегодня в 12:52
Отдых в Краснодаре дешевле и лучше: почему россияне снова выбирают Кубань для новогодних каникул

Краснодарский край остается популярным направлением для новогоднего отдыха. Какие еще регионы России и зарубежные страны выбирают россияне для зимних каникул?

Читать полностью »
За 4 года в Краснодарском крае появилось 4048 новых гостиничных компаний — Контур.Фокус сегодня в 12:45
Москва и Питер остаются позади: секрет, который делает Краснодар лидером гостиничного бизнеса

Краснодарский край остаётся лидером по количеству новых гостиничных организаций. Какие регионы ещё попали в топ-5 и как развивается гостиничный бизнес в России?

Читать полностью »
Краснодарский край оказался на 57 месте по доступности автомобилей — РИА Новости сегодня в 12:32
Не все регионы одинаково богаты: где в России покупать автомобили легче всего

Разница в доступности новых автомобилей по регионам России остается значительной, несмотря на незначительный рост доступности в стране в целом.

Читать полностью »
На складах у ТЭЦ-1 в Красноярске сгорели четыре грузовика — ТАСС вчера в 20:23
ТЭЦ-1 выстояла перед стихией: ночь, когда Красноярск затаил дыхание

Пожар рядом с Красноярской ТЭЦ-1 охватил более 800 квадратных метров и сопровождался взрывами. Следователи выясняют, что стало причиной возгорания.

Читать полностью »
В 1546 домах Ангарска зафиксировано падение тепла после поломки котла — ТАСС вчера в 19:34
Когда батареи ледяные, а зима беспощадна: что происходит в Ангарске

Авария на ТЭЦ-9 в Ангарске затронула 1 546 домов: параметры теплоносителя снижены, энергетики вводят резерв и готовятся к похолоданию.

Читать полностью »
В Белгороде зафиксировали максимальную цену сахара в 99 рублей — власти региона вчера в 16:47
Сахарный маятник качнулся: почему цены в Белгороде живут по своим законам

В Белгородской области сахар продаётся по цене от 51,99 до 99 руб./кг — в зависимости от района разницу могут заметить даже в пределах одной области.

Читать полностью »
Крым высадил более 1600 гектаров леса с 2019 года — Крым 24 06.12.2025 в 17:23
Лес растёт там, где была пустошь: акция Сохраним лес меняет карту Крыма

В Крыму в рамках акции "Сохраним лес" высадили более 1600 гектаров леса. Как это помогает экологии региона?

Читать полностью »