Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 20.04.2024 : 93,4409
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 20.04.2024 : 99,5797

Владимир Наумов: «Жизнь не имеет жанра и ее невозможно ограничить»

6 декабря выдающемуся режиссеру, автору картин «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Берег» и др. исполняется 80 лет. Накануне юбилея Владимир Наумов рассказал Newsinfo о своих сокровенных желаниях, о событиях, которые изменили его жизнь, и о том, кто из гениев мирового кино «сумел разложить человеческое сознание до молекул и высвободить колоссальную нравственную силу».

«Перед юбилеем у меня миллион дел!», - воскликнул Наумов кому-то на другом конце провода. Телефоны в его кабинете на Мосфильме трезвонили непрерывно. «Так. Сколько у нас времени?», - обратился он ко мне, помогая снять пальто с элегантностью истинного джентльмена. «Часа полтора», ответила я и, заметив, как изменилось лицо мэтра, поняла, что взболтнула что-то не то. «Ох, нет-нет! Еще столько работы!» - «Полчаса?..» - «15 минут!». Мысленно я списывала такое необычайно живое начало нашей беседы на этикет взаимного приветствия. «Владимир Наумович, что мы торгуемся? Вы же художник! Как скомандуете – «Стоп! Снято», так и закончим». В результате мы проговорили час с лишним. Кстати, о времени у Владимира Наумова свое, почти философское представление, которое он постарался передать в приуроченной к солидной дате, кино-притче «Джоконда на асфальте».

- Владимир Наумович, Вашу новую картину зрители уже успели посмотреть и оценить. Но, наверняка, не каждый смог понять, почему – «Джоконда» и почему «на асфальте»?

- Много лет назад, будучи в Гамбурге, я увидел бродячего художника, рисующего прямо на асфальте знаменитую «Джоконду». Рисовал очень здорово! Я постоял, посмотрел… Потом он закончил, собрал в шапочку заработанные монетки и ушел. А мне вдруг стало так жалко Джоконду. Ее лицо топтали прохожие, кто-то бросил в нее окурок… И, не заметно для себя, я стал с ней разговаривать – утешал, успокаивал, мол, не волнуйся, чего ж ты… Мимо проходили немцы, крутили у виска, думая, что я ненормальный. Она же смотрела на меня и даже как будто отвечала – мы, словно, почувствовали друг друга. В какой-то момент мне показалось, что есть в этом что-то символическое. Тот же окурок – был уже не просто окурком, а фактом нашего отношения ко всему духовному, к культуре. Через некоторое время я снова оказался в Гамбурге и, конечно, решил навестить «Джоконду». Она уже поистерлась, поизносилась – дожди смывали ее в грязный дорожный сток… И у меня опять возникло щемящее чувство жалости. И не как к картине, а как к живому человеку, к красивой женщине, утратившей свое очарование. Я снова утешал ее, говорил – «Ничего страшного. Только не волнуйся. Это же не ты на самом деле. Ты – там! Понимаешь – там! А это, может быть, всего лишь твоя тень…» Она вроде бы поняла меня.

- И улыбнулась?

- Улыбка? Улыбка, о которой написано миллион томов, на мой взгляд, какая-то всемирная ошибка. «Джоконда» вовсе не улыбается. То, что мы видим на ее лице - это предощущение улыбки. Предощущение… - Владимир Наумович повторил, практически, по слогам. И в ту же минуту у него появился «просветленный» единомышленник в моем лице. В убедительности этому человеку не откажешь. – В следующий раз я приехал в Гамбург зимой. От «Джоконды» к тому времени уже ничего не осталось. Но! Сквозь корку треснувшего льда был виден глаз – только один ее глаз. Это было неописуемое зрелище! И я вдруг понял, что время – убийца-время - постепенно уничтожающее красоту, способно создавать иную красоту… В течение нескольких лет «Джоконда» не отпускала меня, она мне часто снилась и ее ускользающая красота, словно, просилась на киноленту. Так и появилась моя «Джоконда на асфальте». Хотя, прямого отношение к сюжету фильма она и не имеет. Но, все-таки, эмоционально определяет прошедшее время и через разрушение показывает появление новой красоты.

- Вы довольны работой?

- Да. Особенно доволен игрой своей жены, которая всегда меня понимает. Ведь сколько времени уже вместе – 35 лет… Доволен работой дочери Наташи. Она, кстати, тоже снимает фильмы.

Наталья Наумова родилась 1 марта 1974 года. Окончила актерский факультет ВГИКа ( мастерская Армена Джигарханяна и Альберта Филозова) и Институт повышения квалификации при Министерстве культуры РФ (мастерская Аллы Суриковой и Александра Муратова). С нялась в фильмах «Берег», «Законный брак», «Белый праздник», «Цветок дьявола». В семилетнем возрасте сыграла в картине отца «Тегеран-43».

- Владимир Наумович, Ваша супруга Наталья Белохвостикова снимается во всех Ваших фильмах. Это семейная традиция? Или без ее участия ни один Ваш фильм не будет полноценным?

- Это совершенно естественно! Почему Феллини снимал Мазину? Это же естественно! И потом, с моей точки зрения, Наталья, действительно, замечательная, талантливая актриса. Кроме того, она знает и понимает замысел картины с самого момента его зарождения, даже, когда его еще нет.

- В свое время Вы работали с такими звездами, как Ален Делон, Клод Жад, Курт Юргенс… А кого из сегодняшних зарубежных актеров Вы хотели бы снимать в своих картинах?

- Де Ниро и Рэдфорда. Я собирался снять фильм о древнем Риме и приглашал Роберта Де Ниро на роль императора Домициана. Но, к сожалению, это оказалось очень дорого и от идеи пришлось отказаться. Другая история приключилась и с замечательным актером Робертом Рэдфордом. У него просто не было времени – киношная жизнь расписана на много лет вперед. Нам удалось только встретиться за чашкой кофе и немного поболтать.

- Владимир Наумович, как Вам сегодня живется и работается рядом с такими не менее успешными, но более светскими коллегами, как Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Валерий Тодоровский, Федор Бондарчук?

- Абсолютно нормально! Вы назвали очень хороших режиссеров. Со всеми у меня замечательные, дружеские отношения. Тодоровский начинал в нашей студии, когда был у меня художественным руководителем. С Михалковым мы знакомы тысячу лет. С Бондарчуком – что тут говорить… Я крепко дружил с его отцом. Сергей Бондарчук был моим первым актером. Это была роль чешского писателя, автора романа «Репортаж с петлей на шее» - Фучика. И к Феде отношусь очень тепло, мне нравятся его картины. Я в отличие от многих деятелей искусства не ограничиваю себя собственным вкусом.

- Какое будущее ждет отечественный кинематограф?

- На мой взгляд, светлое. Правда, мне сегодня в кино, когда на экране избыток – как говорил Феллини - клипового сознания, не хватает философии и притчи. Я это люблю. Но с другой стороны, я понимаю, что люди должны и развлекаться. Жизнь у нас непростая… И легкое кино тоже нужно, как некое освобождение души. Вообще, жизнь не имеет жанра и ее невозможно ограничить какими-то рамками. Вспоминаются слова генерала Чарноты из фильма «Бег»: «Моя родина не помещается в котелок, господа нищие!». Вот так и жизнь нельзя уместить в «котелок».

- Какие люди и фильмы в свое время изменили Вашу жизнь?

- Феллини. Великий Федерико Феллини, с которым мы дружили почти тридцать лет. И его картина «Восемь с половиной». Феллини – даже не режиссер, это – крупнейшее явление культуры XX века. И если ученые-физики разложили ядро атома и высвободили чудовищную энергию, которая способна уничтожить мир, то Феллини в своем фильме «Восемь с половиной» разложил человеческое сознание до молекул и высвободил колоссальную нравственную силу. Я вообще делю мировой кинематограф до «Восьми с половиной» и после. Но это, конечно, мое личное мнение, не имеющее отношения к искусствоведческим знаниям.

- Владимир Наумович, как Вы собираетесь отметить свой юбилей?

- Никак.

- Простите?

- А я никогда не отмечаю свои юбилеи. Спокойно к этому отношусь. Кто захочет придти, тот придет. Нет, я, конечно, накрою небольшой стол – посидим, поговорим, выпьем. Правда, я не пью, абсолютно не пью. Но вот этих положенных торжественных встреч где-нибудь в концертных залах - как бывает на юбилеях известных людей – с благодарственной речью и скучающими физиономиями, я не люблю и чувствую себя некомфортно. Мне предлагали организовать нечто подобное, но я отказался.

- Чего бы Вам очень хотелось из того, что не можете себе позволить?

- Мне, как художнику, хотелось бы всего несбыточного… Хотелось бы, что бы нашлись деньги на мои будущие картины, которые представляются мне очень дорогими. К слову сказать, ради интереса я попросил специалистов посчитать, хотя бы приблизительно, во сколько бы сейчас обошелся «Тегеран-43» или «Бег». Вышла такая сумма, что я боюсь даже вслух ее произнести. Это порядка 100 миллионов долларов!

- Зато никаких особых затрат не требуют краски и бумага. Знаю, Вы хорошо рисуете, Владимир Наумович…

- Рисую. В основном, по ночам. А я Вам сейчас покажу свои рисунки. – он достал толстую книгу и бережно пролистал ее. Помимо сюрреалистических рисунков Наумова, в ней были и фотографии разных лет из жизни режиссера - его встречи с самыми разными известными людьми. – Вот Рейган. А это – Папа, который предыдущий. Это – Шарль Азнавур, а здесь Ален Делон, что не пьет одеколон, а пьет двойной Бурбон. Параджанов, Франческа Рози, Мастрояни… А это - Джоу Энь Лай! Можете себе представить такой фокус! – вот я, а вот Джоу Лай!

- С каким чувством Вы переходите 80-летний рубеж?

- С чувством светлой надежды, что мне все-таки удастся осуществить что-нибудь из задуманного, но пока несбыточного. А в качестве подарка хочу получить право и дальше снимать свои картины. Больше мне ничего не надо, ничего. Все остальное у меня есть… Машина есть, передвигаться могу. Дача, которую двенадцать лет строил, тоже есть. – Владимир Наумович неожиданно рассмеялся, так, словно рассмешил сам себя. - На одежду и еду хватает. Я только одного хочу… Я хочу кино.

"Newsinfo" поздравляет Владимира Наумовича с юбилеем и желает осуществления всего задуманного.

За сутки 13 раз нарушила воздушное пространство Сирии авиация коалиции США

За сутки 13 раз нарушила воздушное пространство Сирии авиация коалиции США

В Идлибской зоне деэскалации боевики "Джебхат ан-Нусры" (запрещена в РФ) два раза обстреляли позиции сирийских правительственных войск.

Канал обмена информацией между центробанками создали страны БРИКС, сообщил Рябков

Канал обмена информацией между центробанками создали страны БРИКС, сообщил Рябков

Расширение БРИКС сделало объединение еще более сильным, и это подтверждает первая треть председательства России, сообщает ТАСС.

Грозный выбрали местом проведения Кавказского инвестиционного форума

Грозный выбрали местом проведения Кавказского инвестиционного форума

Форум призван способствовать развитию СКФО, привлечению инвестиций. Проведение форума откроет перед нами широкий спектр возможностей и поможет реализовать амбициозные планы.

В 2024 году одним из главных направлений

В 2024 году одним из главных направлений "Иннопрома" будет IT

Атрашкин отметил, что сектор IT развивается особенно быстро: появляются новые продукты, меняются форматы отношений вендоров с клиентами и растет конкуренция.