• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 28.04.2024 : 91,7791
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 28.04.2024 : 98,027

Нос определяет поведение

К обонятельным клеткам привлечено огромное внимание мировой науки. С их помощью были открыты стволовые клетки мозга, которые обладают огромным потенциалом. Клонирование мыши было произведено из генома ольфакторной (обонятельной) стволовой клетки.

Наш организм способен воспринимать запахи двумя системами. Первая связана с питанием и поведением при распознавании индивидуальных запахов. Она занимает площадь примерно, в 5 квадратных сантиметров (по 2,5 см в каждом носовом ходе) в области верхних носовых ходов. Вторая отвечает за восприятие собственного вида, играет ключевую роль в регуляции полового и материнского инстинкта и представлена небольшой ямкой в носовой полости, отстоящей от края ноздри примерно на 15-20 мм. Это, так называемый, вомероназальный орган, связь с мозгом которого происходит на бессознательном уровне.

Этот орган обладает способностью улавливать биологически активные вещества, вырабатываемые внутренними железами и специальными клетками, называемые феромонами. Приходится признать, что столь мизерные химические вещества способны управлять поведением человека. Учеными опознано всего 30 феромонов и раскрыты некоторые загадки поведенческих нарушений. Например, феромоны, которые вызывают сексуальное неприятие к близким родственникам: запах родной сестры, матери подавляет у мужчин сексуальную активность. Дети выделяют собственные специфические феромоны, стимулирующие материнское поведение, и удаление органа воспринимающего эти вещества приводит к резкому угнетению данной формы поведения.

Обонятельной областью человека очень заинтересованы психиатры, сексологи, неврологи и психологи. Психиатры обращают внимание, что очень часто сексуальные агрессоры объясняют свое влечение к жертве неосозноваемыми порывами, которые можно трактовать, как подсознательная реакция на феромоны. В последнее время ученые активно изучают роль обонятельного органа в развитии заболеваний мозга. Обсуждения ведутся вокруг болезни Альцгеймера, одним из первых симптомов которого является аносмия – потеря обоняния. Это расстройство проявляется и в случае шизофрении. Шизофреники могут воспринимать запах апельсинов как горячей пиццы, а табачный дым сравнивают с запахом жвачки. Возможно, исследования позволят разработать фармакологические препараты и повлиять на течение болезней.

Психолог Эрик Берн считает, что самая сильная реакция на запах это сексуальная. Женщины наиболее чувствительны к феромонам, им достаточно 15 секунд, чтобы понять – интересен ей мужчина как сексуальный партнер или нет. Интересно, что у женщин с удаленными яичниками, и постоянно принимающих противозачаточные таблетки, чувствительность к сексуальным запахам утрачивается, а мужчины страдающие потерей обоняния, могут быть бесплодны.

Обоняние – самое загадочное чувство. Оно, несомненно, является химическим. Для того чтобы почувствовать запах, он должен обладать основными свойствами: распространяться в воздушной среде и обладать летучестью. Примером может являться огурец, который не имеет запаха, пока атмосферный кислород не соединится с его химическим составом. Для этого необходимо хотя бы оторвать его от плети. В бескислородной среде огуречный аромат не возникает.

Вероятно, нас ждет еще немало открытий в области обоняния человека. Изучая связи обонятельного органа с мозгом, сколько загадок предстоит еще разгадать. Кстати, желающим обладать красивым носом с помощью пластики можно потерять самые драгоценные инстинкты. Есть данные, что после операций пропадала сексуальная потенция.

Юля Маликова

США обвинили Россию и Китай в размещении противокосмического вооружения

Высокопоставленный представитель Пентагона Пентагона обвинило Россию и Китай в разработке и размещении противокосмических вооружений как на земле, так и на орбите.

Моррис: Джо Байден, фактически, подписал начало войны с Россией

Подписав легислативный акт о конфискации замороженных ресурсов Российской Федерации в пользу Украины, президент Соединенных Штатов Америки объявил экономическое противостояние России, сообщил американский журналист Клейтон Моррис во время трансляции своего шоу Redacted.

Ученые нашли

Ученые нашли "космический сбой" в гравитации Вселенной

Канадские ученые из Университета Ватерлоо и Университета Британской Колумбии выявили аномалию в гравитации, названную "космическим сбоем", которая проявляется в ослаблении гравитационного воздействия на 1% на огромных расстояниях в миллиарды световых лет.

Ученые провели анализ генетической предрасположенности к раку у некоторых пород собак

Согласно исследованию, малигнантные опухоли являются главной причиной смертности собак, составляя 27% от всех случаев.