• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 27.04.2024 : 92,0134
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 27.04.2024 : 98,7187

После инфаркта сердце может восстановиться само

Инфаркт миокарда приводит к гибели большого количества клеток ткани сердца, в результате чего на месте пострадавших участков сердечной мышцы образуются рубцы. Они состоят из клеток соединительной ткани – так называемых "фибробластов". Все это приводит к истончению сердечной стенки и нарушению ритма и силы сердечных сокращений.

Ранее считалось, что восстановление сердца после повреждения невозможно, потому что зрелые клетки миокарда не способны делиться и давать начало новым. Однако американский учёный Кеннет Чин из Калифорнийского Университета в Сан-Диего и его коллеги оспаривают данное утверждение. "Сердце содержит клетки, способные делиться и созревать не только во время внутриутробного развития организма, но и после рождения человека", - говорят они.

Целью их исследования был поиск редко встречающихся во взрослом организме сердечных "клеток-предшественников". Они остаются невостребованными на ранних этапах развития сердечной ткани и сохраняют способность к делению и дифференцировке. В этих клетках содержится особый белок, являющийся продуктом гена, названного islet-1. Наличие этого белка и является признаком того, что данная клетка является "клеткой-предшественником".

Учёные наблюдали за развивающимся мышиным эмбрионом и провели параллель между клетками взрослого организма и эмбриональными клетками, из которых образовались сердечные ткани. Кеннету Чину и его коллегам удалось обнаружить "клетки-предшественники" и в человеческом сердце. Об этом сообщает журнал Nature.

Единственной причиной того, что "клетки-предшественники" не были открыты ранее, является их малочисленность. После рождения в сердце человека их остаётся всего несколько сотен, а с возрастом даже это незначительное число постепенно уменьшается.

В лабораторных условиях из нескольких сотен "клеток-предшественников", полученных от животных, учёным удалось вырастить миллионы зрелых клеток миокарда. В отличие от стволовых клеток, способных давать начало различным тканям организма и обладающих практически неисчерпаемым потенциалом к самообновлению, сердечные "клетки-предшественники" способны делиться ограниченное количество раз.

И те, и другие клетки могут быть успешно использованы для устранения последствий инфаркта миокарда. "Клетки-предшественники" точно так же могут быть пересажены в области сердца, пострадавшие в результате сердечного приступа.

Кеннет Чин и его коллеги считают, что сердечные клетки-предшественники обладают существенным преимуществом перед стволовыми. Ведь стволовые клетки способны превращаться в полноценные клетки миокарда только с применением дополнительных химических или гормональных стимулов.

К сожалению, в настоящее время проблема заключается в невозможности выделить достаточное количество "клеток-предшественников" для дальнейшего применения, но со временем учёные надеются преодолеть и этот барьер.

Светлана Лыжина

Польша не пропустила через свою границу около 20 автомобилей для ВСУ

Колонну заблокировали на пограничном пункте "Зосин-Устилуг".

ХАМАС получило ответ от Израиля на предложения по мирному плану

Ранее движение передало через Египет и Катар свои предложения по реализации мирного плана в Секторе Газа.

Врач Мясников: из рациона необходимо убрать хлеб и майонез

По его словам, никакой пользы организму эти продукты не несут.

Спасавшему людей в

Спасавшему людей в "Крокусе" мальчику организуют встречу в Кремле

Мать мальчика подтвердила, что с ней связались из администрации президента и интересовались, не хотят ли они встретиться с главой государства.