Курсы валют: USD 24/01 59.5034 -0.1663 EUR 24/01 63.9424 0.2152 Фондовые индексы: РТС 17:17 1135.15 -0.34% ММВБ 17:17 2145.03 -0.69%

Сумасшедшие гены

Наука | 11.01.2006

По мнению журнала Science, одним из выдающихся достижений 2005 года является исследование в области генетики. Дюжина генов, имеющих отношение к заболеваниям мозга, открыта за последние годы, ставя  последние точки над i и увязывая генетику с появлением ненормального поведения.

В 2005 году исследователи подобрали ключ к механизму различных заболеваний, в том числе шизофрении, синдрома Туретта и дислексии. Возникает все та же старая тема: множество генов играют роль в формировании мозга. Однако в ноябре прошедшего года два исследования окончательно подтвердили прошлые предположения, что  ген, называемый DISC1, увеличивает риск заболевания шизофренией.

Одна группа исследователей обнаружила, что подавление активности DISC1 у мышей  изменяет формирование мозга, вызывая еле уловимую ненормальность в  коре головного мозга животных, сходную с картиной, наблюдаемой в коре головного мозга больных шизофренией людей.

Другая группа исследователей подсоединила  DISC1 к молекулярной сигнальной системе, важной для формирования мозга, регулируя уровень нейропередачи, который часто не в порядке у психически больных пациентов.

В октябре исследователи описали редкий генетический дефект, который возникает при синдроме Туретта. Мутация, подобная лишь доли изменения при этом синдроме, возможно, играет самую важную роль в развитии этого заболевания.

Один  ген, SLITRK1, отвечающий за формирование нейронов мозга, и активный в течение развития всех отделов головного мозга, изменяется при синдроме Туретта и при других заболеваниях, включая  расстройства,  связанные с навязчивыми состояниями.

Новые исследования также  связывают с дислексией нарушение генов KIAA0319, DCDC2, ROBO1, что, возможно, становится причиной  изменения состояния отделов головного мозга, ответственных за способность к чтению.

Множество новых научных трудов предполагают, что генетические исследования, более чем  что-либо еще, в скором будущем решат проблему нейропсихиатрических болезней,  влияющих на биологию мозга.