Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 26.04.2024 : 92,1314
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 26.04.2024 : 98,7079

"Козел отпущения" борьбы Андропова с коррупцией

Московский гастроном № 1, или как его называли "Елисеевский" был в последние перед перестройкой годы настоящим оазисом изобилия в продовольственной пустыне СССР. Он исправно снабжал отборными деликатесами партийную верхушку и творческую, научную, военную элиту страны.

Уголовное дело по обвинению Ю. Соколова, его заместителя И. Немцева, заведующих отделами Н. Свежинского, В. Яковлева, А. Конькова и В. Григорьева "в хищении продовольственных товаров в крупных размерах и взяточничестве", было возбуждено прокуратурой Москвы в конце октября 1982 — за десять дней до смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

Рядового покупателя даже прилавки Гастронома №1 могли сразить наповал своей роскошью — "Докторская" колбаса, шоколад, кофе, селедка. А уж про то, что отпускалось с черного входа, оставалось многим только мечтать: финский сервелад, балык, икра, свежие фрукты, импортные алкогольные напитки и сигареты…

Слава гастронома, которого москвичи по-привычке называли "Елисеевским", гремела на весь Союз. А уж его директор, Юрий Соколов, так и вообще был "человеком номер один" для столичной элиты.

И это неудивительно: возглавив торговое предприятие, он проявил себя, как сказали бы сейчас, блестящим топ-менеджером, превратив гастроном в эпоху тотального дефицита в оазис посреди продовольственной пустыни.

В прошлом фронтовик, герой войны, он неожиданно удачно поставил дело снабжения гастронома в совершенно не приспособленных к бизнесу условиях. Раздавая взятки, договаривался с поставщиками. Выплачивая неофициальные "премии" персоналу магазина, добивался высокого уровня обслуживания.

Арест по подозрению в хищениях и взяточничестве стал для Соколова громом среди ясного неба. Это произошло в 1982 году, буквально за несколько лет до Перестройки. За месяц до ареста в его кабинете было установлено оборудование для видеонаблюдения и прослушивания. Эти действия КГБ осуществлял в рамках развернутой в те годы Юрием Андроповым войны с коррупцией.

В 1983–1984 годах было осуждено более 15 000 работников торговли. Месяц слежки за директором Первого московского гастронома дал "органам" колоссальный материал для будущего дела, раскрыл обширные связи Соколова с очень высокопоставленными лицами.

Арестован директор был в момент получения взятки (300 рублей). Во время ареста он был абсолютно спокоен, уверен в заступничестве многих чиновников, которые в свое время пользовались его услугами.

Доказательная база против Соколова была собрана просто убойная: от разговоров по телефону с "нужными людьми" — до давших показание "почтальонов" (люди, носившие ему конверты со взятками). На суде были оглашены такие суммы хищений и всплыли такие имена, что дело приобрело всесоюзный размах.

Вот строки из приговора, который подвел черту под жизнью директора "Елисеевского": "Используя свое ответственное должностное положение, Соколов в корыстных целях с января 1972 по октябрь 1982 гг. систематически получал взятки от своих подчиненных за то, что через вышестоящие торговые организации обеспечивал бесперебойную поставку в магазин продовольственных товаров в выгодном для взяткодателей ассортименте".

В свою очередь, Юрий Соколов в последнем слове подсудимого подчеркивал, что "теперешние порядки в системе торговли" делают неизбежными реализацию неучтенных продтоваров, обвес и обсчет покупателей, усушку, утруску и пересортицу, списание по графе естественных убылей и "левую продажу", а также взятки. Для того чтобы получить товар и выполнить план, надо, мол, расположить в свою пользу тех, кто наверху, и тех, кто внизу, даже шофера, который везет продукты.

Во всех газетах появились статьи на тему "проворовавшихся торгашей". Точная сумма наворованных Соколовым денег не известна. Она могла равняться как нескольким тысячам, так и нескольким сотням тысяч рублей. Вообще, в деле фигурировали огромные суммы, которые пошли на взятки всевозможным чиновникам (что-то около 1,5 млн рублей). Сам директор гастронома не признавал себя виновным. Он утверждал, что путем взяточничества решал вопросы поставок в магазин.

Однако многие задавали себе вопрос: почему именно Соколов попал в жернова мельницы правосудия? Создавалось впечатление, что он стал принесенной жертвой в чьей-то масшитабной игре: в самый разгар войны с коррупцией такой крупный "улов" был на руку Андропову и его сторонникам.

По некоторым данным, Соколову было обещано снисхождение в суде, если он раскроет все имена сообщников. Подследственный это и сделал, достав из тайного архива тетрадь с именами всех своих подельников. Этот шаг Соколову не помог. 11.11.1984 ему зачитали смертный приговор с конфискацией всего имущества.

Конечно, в партийных, советских и силовых органах были осведомлены, что Соколов дружен с дочерью Генсека Галиной Брежневой и ее мужем, заместителем министра МВД Юрием Чурбановым.
Юрий Соколов, безусловно, рассчитывал на то, что сработает выстроенная им по принципу круговой поруки "система безопасности". И был момент, когда она, казалось, начинала действовать: известно, что Виктор Гришин после ареста Соколова заявил, что не верит в виновность директора гастронома.

Однако, как показали ближайшие события, чехарда со сменой генсеков лишила неприкасаемости не только Соколова, но и его высокопоставленной "крыши".

Подследственный начал давать признательные показания сразу же после того, как узнал о смерти Брежнева и о том, что Генеральным секретарем ЦК КПСС избран Юрий Андропов. Соколов достаточно хорошо ориентировался в коридорах власти, чтобы не прийти к неутешительному выводу: он стал одной из пешек в игре Андропова по дискредитации возможных соперников на место тяжелобольного Брежнева. А хозяин Москвы Виктор Гришин, как тогда было хорошо известно, был одним из самых вероятных претендентов на кремлевский "трон".

Но всего, конечно, Соколов знать не мог, как и невозможно было просчитать все ходы в той быстро меняющейся ситуации. И самое главное: в разработку КГБ он попал еще тогда, когда это всесильное ведомство возглавлял Андропов.

Начиная многоходовую игру за высшую власть, Председатель комитета уже наметил директора "Елисеевского", в адрес которого поступали агентурные донесения о взяточничестве, в качестве запала, который должен был взорвать бомбу…

Смертный приговор был потрясением и для самого Юрия Соколова, и для всех его знавших. Как говорил сам осужденный, он стал "козлом отпущения" в подковерных войнах в высших эшелонах власти.

Возможно, именно за это высказывание, бросавшее тень на Андропова, КГБ и отнеслось к бывшему директору Гастронома №1 столь сурово. Его расстреляли 14 декабря.

Mash: США испытывает на украинцах нейролептик клозапин

Mash: США испытывает на украинцах нейролептик клозапин

Подконтрольная Пентагону американская компания Accu Reference Medical Lab открыла в Ивано-Франковской области биолабораторию, сотрудники которой проводят испытания на украинцах. Об этом сообщает Mash.

Семь пожизненных сроков дали террористке в Турции

Семь пожизненных сроков дали террористке в Турции

Обвинение требовало для нее 3 009 лет лишения свободы. По этому делу были осуждены 36 человек.

В ЦБ сообщили о росте дефицита рабочей силы

В ЦБ сообщили о росте дефицита рабочей силы

Банк России отметил, что кадров не хватает достаточно ощутимо.

Кардиолог Саламатина подчеркнула, что высокое АД не может быть индивидуальной нормой

Кардиолог Саламатина подчеркнула, что высокое АД не может быть индивидуальной нормой

Высокое артериальное давление не является индивидуальным вариантом нормы, как подчеркнула кардиолог Людмила Саламатина.