Курсы валют: USD 23/05 56.4988 -0.6614 EUR 23/05 63.1713 -0.4766 Фондовые индексы: РТС 18:50 1083.58 -0.38% ММВБ 18:50 1950.51 -0.61%

Блокпост на Казанском вокзале

Блокпост на Казанском вокзале
Страна | 13.12.2011


На Казанском вокзале в Москве появится ультрасовременная система распознавания лиц. Для нашей страны это вообще первая система, которая способна в реальном времени сравнивать лица, выхваченные из толпы пассажиров и встречающих, с базой разыскиваемых милицией. Сейчас ведутся монтажные работы, тестовый режим включится еще до конца года. Это будет совместный проект ФСБ и Дирекции вокзалов РЖД. Все, что требуется для его реализации, - это 170 видеокамер и 90 серверов, которые будут обслуживать вал информации.

 

"Уважаемые пассажиры! При обнаружении на станциях или в вагонах метро подозрительных лиц сообщайте о них машинисту по громкой связи или дежурному на станции". Эту граничащую с бредом фразу может услышать каждый, кто спускается в московское метро. По сути, пассажирам предлагается на основе собственных представлений о том, как должно выглядеть "подозрительное лицо", проводить фейс-контроль. И вот на пресс-конференции замначальника отдела транспортно-экономической безопасности службы безопасности Дирекции железнодорожных вокзалов Павла Шмелева мы узнаем, что теперь отлов подозрительных лиц будет производиться с использованием современных технологий. И не в метро, а на вокзале. И если пассажир метро может обмануться насчет "подозрительности" того или иного человека, то обмануть технику уж точно не удастся.

Блокпост на Казанском вокзале. 2971.jpeg

Как все это будет работать? Ноу-хау разработано в ФСБ и называется КАРС (Комплексная автоматизированная розыскная система). 170 видеокамер развесят по территории Казанского вокзала - в тех местах, где пассажиры выходят с прибывших поездов в город. 90 серверов будут мгновенно обрабатывать информацию и сравнивать выхваченные из толпы лица с базой разыскиваемых преступников.

Если вдруг камера засекла преступника, то система будет отслеживать его дальнейшие передвижения - но, разумеется, лишь в пределах вокзала. А дальше начинает действовать человеческий фактор: в распоряжении диспетчера останутся считанные минуты, чтобы вызвать полицию и ФСБ, которые должны будут поймать подозреваемого на выходе в город. В тестовом режиме система заработает с будущего года. Если все пойдет по плану, то вскоре ею оборудуют и другие вокзалы страны - в первую очередь, московских и северокавказских.

Важный чиновник дирекции железнодорожных вокзалов Павел Шмелев не уточнил, почему для эксперимента выбран именно Казанский вокзал. Но нетрудно догадаться, что выбор не случаен: достаточно посмотреть на табло, откуда прибывают поезда. Ташкент, Бишкек, Душанбе с Кулябом, Сибирь и Урал, половина рейсов с Северного Кавказа - скажем, Махачкала или Грозный... Одним словом, полстраны, да еще и Кавказ со Средней Азией вдобавок. С учетом бытующего в России стереотипного представления об этих регионах, выбор ФСБ и железнодорожников очевиден.

Теперь о пассажирах, для которых Казанский вокзал - это ворота Москвы. Как сканируются их лица, они не заметят. Но уже сейчас уверены: проверка особого смысла не имеет. Как мы уже говорили, на Казанский вокзал в числе прочих прибывает поезд Грозный - Москва с гостями из солнечной Чечни. Среди них часто бывает блогер Амир Адельханов. "По-моему, на Казанском вокзале зря тратят деньги. Смотрите, сколько раз меня проверяют, прежде чем я доеду до Москвы. При входе на вокзал в Грозном проверка почти как в аэропорту. На перроне запросто может подойти полицейский. При посадке в поезд я показываю билет, и меня опять проверяют. Ну и почти сто процентов, что пока поезд едет по Северному Кавказу, по нему хоть раз, но пройдут полицейские. Не забывайте при этом, что камеры сопровождают меня до входа в вагон. Так что до Москвы я доезжаю "кристально чистым" гражданином, и сканировать меня еще и тут не имеет никакого смысла", - объясняет Адельханов.

Казанский вокзал, как и Комсомольская площадь в целом, остаются одними из самых криминогенных мест в Москве. Только преступность цветет, похоже, не на пассажирских перронах, а с противоположной стороны, где в поисках работы выстраиваются в шеренгу только что приехавшие в город Равшаны и Джамшуты.

Вот, например, 11 декабря здесь была обезврежена группа мошенников, продававших своим соотечественникам, прибывшим из Средней Азии, временную регистрацию всего за 200 рублей. Тут же, по сути, торгуют живым товаром: москвичи забирают с собой дешевую рабочую силу. Поэтому, может быть, стоит направить 170 видеокамер не на железнодорожные пути, а в сторону города?

Антон Кривенюк
Код для вставки в блог

Новости партнеров