Курсы валют: USD 23/05 56.4988 -0.6614 EUR 23/05 63.1713 -0.4766 Фондовые индексы: РТС 10:18 1085.87 0.21% ММВБ 10:18 1952.27 0.09%

Россияне в гостях у пиратов

Россияне в гостях у пиратов
Общество | 26.09.2011


Российские моряки с грузового теплохода Sea Master-1 неожиданно для себя накормили хлебом сомалийских пиратов. Без оформления договора они нанялись на судно под панамским флагом, хозяин которого обещал им рейс на Дальний Восток. Вместо этого теплоход пришвартовался прямо в Сомали и выгрузил зерно – гуманитарную помощь от США. Уходить из опасной зоны Sea Master-1 не собирается, и россияне хотят покинуть корабль. На родину их пытается вернуть профсоюз, пока тщетно взывающий о помощи к правительству.

Семеро жителей Дальнего Востока из Сомали подали сигнал SOS в Дальневосточную организацию Российского профсоюза моряков. Они не были захвачены африканскими пиратами, но все же насильно увезены в их логово. В телеграмме, которая пришла на имя председателя регионального профсоюза Николая Суханова, они сообщили, что их обманули недобросовестные наниматели. Мореходов пригласили перегнать судно с попутным грузом из порта Дурбан в Южноафриканской республике на Дальний Восток. Вместо этого теплоход Sea Master-1 отправился в сомалийский порт Бербера. По словам Суханова, моряки под охраной кораблей ООН доставили сомалийцам гуманитарный груз – зерно из США.

По окончании этого визита моряки выяснили, что в дальневосточную Находку судно плыть и не собирается. Более того, оно остается в "пиратоопасных" районах – Аденский залив, Красное море, западная часть Индийского океана. Только за первые шесть месяцев этого года морские разбойники атаковали в этих местах более 260 судов. В плену у них к июлю оставалось 20 кораблей. И хотя Sea Master-1 плыл под защитой ООН и подкормил сомалийцев хлебом, нет никаких гарантий, что во время следующего заплыва судно не будет захвачено катером под черным флагом с черепом.

Российские члены экипажа "не согласны работать в зонах повышенного риска". Тем более что хозяева не обеспечили им нормальных условий труда. "Питание на судне отвратительное, воду пить невозможно, по камбузу бегают тараканы, нам не платят овертайм, заработная плата мизерная", - говорится в телеграмме, опубликованной на официальном сайте профсоюза.

Представитель судовладельца, находясь на борту судна, выразил готовность отпустить моряков восвояси, но только за их собственный счет. В связи с этим попавшие в беду приморцы просят профсоюз помочь им в репатриации из порта Судан, куда теплоход по графику прибудет 3-5 октября.

Проблема в том, что россияне нанялись на борт Sea Master-1 без подписания коллективного договора, в котором были бы оговорены права работников и обязанности судовладельца. Трудоустраивала их крюинговая компания Marina Bulk из Находки. Именно ее владельцев профсоюз сегодня потребовал привлечь к ответственности, а судовладельца – заставить оплатить возвращение моряков. Соответствующее обращение направлено трем адресатам: министру иностранных дел России Сергею Лаврову, губернатору и прокурору Приморского края.

Николай Суханов утверждает, что российский закон на стороне моряков. "На судне нет коллективного договора, что само по себе является нарушением. Если бы он был заключен, люди требовали бы списания их с судна на законных основаниях, капитану просто пришлось бы это сделать. Более того, по коллективному договору работа в таком неспокойном районе как Сомали оплачивается совсем по другой, более высокой ставке. Но коллективного договора на судне нет, и нам еще предстоит выяснить, есть ли какой-нибудь договор на судне вообще. Позицию моряков защищает постановление правительства РФ №322, в котором говорится, что моряка можно направить только на то судно, где есть коллективный договор. В этой ситуации закон нарушен", - рассказал председатель профсоюза РИА PrimaMedia.

Возможно, крюинговое агентство действительно понесет наказание по российским законам. Однако как воздействовать на судовладельца, если его трудно даже выявить? Sea Master-1 раньше принадлежал гражданину Китая, затем был продан бог знает кому. Судно плавает под "удобным" панамским флагом. Эта страна является мировым лидером по величине флота, потому что предоставляет самые большие налоговые льготы. От регистрации иностранных кораблей она получает ежегодно порядка 100 миллионов долларов. При этом правительство Панамы не несет никакой ответственности за действия судовладельцев.

Российский профсоюз моряков в этом году объявил войну "удобным" флагам. Он добивается, чтобы судовладельцы всех стран страховали жизни моряков и создавали нормальные условия труда. "Пока существует система "удобного" флага, у нас будут брошенные моряки, суда, родственники, которые не получают никаких выплат по смерти моряка", - заявил в одном из интервью Суханов.

В 2012 году Россия вместе с европейскими странами должна ратифицировать сводную конвенцию моряков, которая ограничит свободу хозяев кораблей. "При покупке судна и его эксплуатации собственник должен будет иметь документ, который будет говорить о том, что он выполняет все международные конвенции перед моряками, платит им достойную заработную плату. Без этого документа судно не сможет выйти в море", - поясняет представитель профсоюза.

Впрочем, сейчас морское правовое поле не пустует. На нем действует международная конвенция №179 "О найме и трудоустройстве моряков", которую Россия подписала еще в 2001 году. В ней сказано, что государство должно принимать всевозможные меры для защиты прав своих моряков, плавающих под иностранным флагом. Однако в нашей стране конвенция исполняется только частично. Контроль над крюинговыми компаниями возложен на миграционную службу, которая не способна отсеять всех недобросовестных нанимателей. К тому же они не несут материальной ответственности перед моряками. Нет также страхового фонда на случаи, подобные тому, что произошел с Sea Master-1.

Светлана Болотникова
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров