Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 18:50 1085.75 1.18% ММВБ 18:50 1940.77 0.34%

Роскосмосу надоела ГЛОНАСС

Роскосмосу надоела ГЛОНАСС
Наука | 31.08.2011


Август выдался особенно тяжелым для отечественной космонавтики. Две громкие аварии в течение недели: сначала спутник "Экспресс-АМ4" улетел черт знает куда, поставив под вопрос цифровым вещание в Сибири и на Дальнем Востоке, а затем космический корабль "Прогресс М-12М", вместо того чтобы пристыковаться к МКС, рухнул в горах Алтая. Но закаленных прошлыми неудачами спецов из Роскосмоса не так легко смутить, и вот они уже обещают, что в 2018 году выведут на орбиту новый пилотируемый транспортный корабль.

Провалы последних недель уже привели к тому, что возвращение космического корабля "Союз" с тремя членами экипажа МКС на борту перенесли с восьмого сентября на более поздний срок. "Однозначно, 8 сентября посадки не будет. Мы рассчитываем, что это будет 16 сентября", - заявил сегодня журналистам заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов.

Та же судьба постигла и запуск очередного спутника системы ГЛОНАСС. Аппарат планировали отправить на орбиту 26 или 27 августа, но теперь навигационный прибор запустят с космодрома в Плесецке только 25 сентября.

Читайте также: "Союз" отправил шаттлы в прошлое

Конфузы российской космонавтики обернулись легкой паникой на Западе, ведь Россия после завершения американской программы Space Shuttle осталась единственной державой, способной отправлять грузы на МКС. "Катастрофа не могла случиться в более неподходящее время", - отмечает в этой связи немецкий Spiegel, указывая на то, что ракета-носитель "Союз", из-за сбоя в работе третьей ступени которой потерпел аварию корабль "Прогресс М-12М", считается самой надежной в мире. "Конечно, нас очень волнует то, что ракета, столь надежно работавшая несколько десятилетий, вдруг совершила неудачный запуск", - приводит газета слова директора пилотируемых полетов в Европейском космическом агентстве Томаса Рейтера.

Но Виталий Давыдов не видит поводов для чрезмерного беспокойства. В Роскосмосе уверены, что череда отказов ракетно-космической техники ни в коем случае не свидетельствует о системном кризисе в отрасли, а обусловлена в основном организационными неувязками или человеческим фактором. Более того, в будущее сотрудники космического агентства смотрят с оптимизмом. Во всяком случае, они уверены, что очередной масштабный проект отечественных конструкторов - создание пилотируемого транспортного корабля нового поколения, который сейчас разрабатывают специалисты корпорации "Энергия" - будет завершен в намеченные сроки. Новый грузовик, по оценкам инженеров, должен стать на порядок эффективнее нынешних "Союзов".

Читайте также: Тандем вышел на тропу обороны

"На сегодняшний день мы не остановили работу по созданию перспективной пилотируемой транспортной системы, по перспективному средству выведения... В районе 2015 года мы должны быть готовы к старту ракеты-носителя, в районе 2018 года - к испытаниям пилотируемого корабля. У нас нет сомнений в том, что к этому моменту мы сможем этот корабль испытывать", - заверил СМИ Виталий Давыдов.

Но в мечтах о новом космическом корабле не забывают подчиненные Владимира Поповкина и о насущных проблемах. В Роскосмосе уверены, что улучшить ситуацию с построением на орбите отечественной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС могло бы включение ее в гособоронзаказ.

"Сейчас мы прорабатываем вопрос о возможности возвращения космической программы в рамки гособоронзаказа", - поведал журналистам Виталий Давыдов.

Читайте также: Роскосмос упал с небес на Землю

Видимо, увлеченно наблюдая за событиями на орбите, его коллеги упустили из виду, что в этой сфере дела обстоят, пожалуй, еще хуже, чем в космической отрасли. Все лето Минобороны сотрясали скандалы, связанные с фактическим срывом гособоронзаказа за этот год: большинство контрактов между военным ведомством и поставщиками так и не были заключены. Не сильно помогло даже вмешательство премьер-министра Владимира Путина. После падения "Прогресса" он потребовал от руководства Роскосмоса кардинально изменить систему контроля над техническим обеспечением космической программы. Насколько радикальным решением можно считать передачу этого контроля из одного неэффективного ведомства в ведение другого, еще более неэффективного, - вопрос, конечно, дискуссионный. А вот что никаких сомнений не вызывает, так это неспособность российской власти обеспечить реализацию даже самых знаковых проектов, которые должны формировать имидж России как внутри страны, так и за рубежом. Та же ГЛОНАСС должна была стать основным инструментом навигации на территории России еще в 2008 году. Теперь чиновники Минтранса утверждают, что поставленная задача будет обязательно выполнена к 2015 году. Что там Виталий Давыдов говорил про транспортный корабль нового поколения?

Сергей Подосенов
Код для вставки в блог

Новости партнеров