Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Медведев подрезает самолетам крылья

Медведев подрезает самолетам крылья
Страна | 12.07.2011


Реакцию Дмитрия Медведева на вчерашнее жесткое приводнение самолета АН-24, из-за которого погибло семь человек, предугадать было несложно. Слово "запретить" последнее время не сходит с его уст. Далеко ходить не надо: в июне в Карелии разбился ТУ-134, и Медведев тут же потребовал вывести этот тип самолетов из эксплуатации. А накануне, наряду с АН-24, глава государства направил свой гнев на старые суда. Но эксперты не разделяют столь категоричную позицию и считают, что отказываться от АН-24 не следует (фото с сайта АН ТВ-2).


Катастрофа "Булгарии", авария АН-24, сегодняшнее крушение вертолета МИ-89 в Коми... Похоже, традиционно мрачный для России август в этом году начался в июле. Что ни день, новостные ленты приносят траурные известия о погибших и раненых. Сообщения о трагедиях накладываются одно на другое, и немудрено, что у властей страны зазвучала очень жесткая риторика. Когда вокруг все падает и тонет, поневоле хочется ввести драконовские меры, все запретить и хотя бы так остановить кошмары.

Поэтому нет ничего удивительного, что президент Медведев, узнав о вынужденной посадке на воду загоревшегося самолета АН-24, в результате которой погибло семь человек, был очень категоричен: вывести из эксплуатации, и все тут. "Все, что я говорил недавно применительно к Ту-134, в не меньшей степени относится к Ан-24, - заявил президент. - С учетом того, что мы меняем парк самолетов, такие же подходы (как к Ту-134 - прим.ред.) предлагаю распространить на Ан-24".

Это предложение Медведев сделал на экстренном совещании, посвященном катастрофе на Волге, где на пошедшем ко дну круизном судне "Булгария" погибло более сотни человек, из которых чуть ли не половина - дети. Вполне может быть, что категоричность президента обусловлена тем, что волжская трагедия произвела на него очень гнетущее впечатление. С другой стороны, а на кого бы не произвела?

Однако стоит разобрать подробнее, заслуживает ли АН-24 решительных карательных мер. Вот как описывает случившееся происшествие Росавиация: "В 8.55 мск 11 июля самолет Ан-24 авиакомпании "Ангара" совершил вынужденную посадку в акватории реки Обь. Экипаж самолета выполнял рейс Томск-Сургут. На борту находились 32 пассажира и четыре члена экипажа. По предварительным данным, в 8.48 мск на удалении 63 км от Нижневартовска экипаж доложил о пожаре в левом двигателе и принял решение производить вынужденную посадку вне аэродрома". Жестко севший на воду самолет частично развалился, тридцать человек получили ранения, а семеро погибло. Медведев спускает самолеты на землю. 1880.jpeg

С одной стороны, желание Медведева спустить с небес на землю ненадежные самолеты понятно. Но с другой - эксперты скептически качают головами и предлагают прежде всего проанализировать: как часто у АН-24 бывают проблемы с двигателями. Ведь этак можно запретить все - падают-то практически любые модели. И на чем тогда летать жителям России?

"Надо очень серьезно подходить к решению таких проблем. Нужно провести анализ, насколько часто были отказы на Ан-24. Насколько я помню, отказы двигателя на Ан-24 - это редкое явление. Двигатель доведен, отработан, и претензий к нему, вроде бы, не было. Надо выяснить, что произошло здесь, и по результатам анализов материалов расследования принимать решение", - рассказал РБК заслуженный летчик России и эксперт в области авиационных расследований Владимир Герасимов.

Конечно, АН-24 не может похвастаться особой молодостью: эта модель самолета выпускалась в СССР с 1959 по 1979 годы. То есть, самому "юному" из них уже больше тридцати лет. Но Герасимов полагает, что это не помеха.

"Самолетов, как и летчиков, не бывает старых и молодых. Если самолет не выработал свой ресурс и нормально прошел техническое обслуживание, то нам все равно, старый он или новый: он допущен к выполнению полета. Точно так же и летчик: прошел медицинскую комиссию, прошел все тренировки и проверки - допущен к полету. К тому же старый летчик в сравнении с молодыми еще и опыт имеет", - уверен пилот.

Есть и еще один немаловажный нюанс. Дело в том, что АН-24, которых сейчас в распоряжении Минтранса 99 штук, обеспечивает перелеты в Сибири и на Крайнем Севере. Этот самолет предназначен для выполнения рейсов малой и средней протяженности, и в своей нише в России он практически монополист. Чем заменить это воздушное судно, если оно в самом деле попадет под запрет - неясно. Кое-как "подхватить" могли бы АН-138 и СуперДжет, но, во-первых, этих самолетов в стране очень мало, а во-вторых, полностью заменить АН-24 они все равно не смогут, потому что не так неприхотливы, как советский "ветеран".

И что делать? Оставлять Сибирь и Крайний Север вообще без авиации? Или в срочном порядке закупать за рубежом ATR, Cessna, Bombardier или Embraer, которые, кстати сказать, все равно не равноценны АН-24? Категоричность Дмитрия Медведева, может быть, хорошо смотрится на экранах телевизора, но громкие заявления далеко не всегда совместимы с жизненными реалиями.

Поэтому наш Минтранс взбрыкнул и отказался поддерживать президентскую инициативу. Казалось бы, чиновники только и умеют, что поддакивать главе государства, но на этот раз уперлись и полностью выводить АН-24 из эксплуатации отказались. Впрочем, полностью проигнорировать волю Медведева они тоже не рискнули, и в результате свет увидело очень половинчатое решение.

Что же предлагают чиновники? Для начала - оснастить попавшие в опалу самолеты системами Медведев спускает самолеты на землю. 1881.jpegпредупреждения столкновения в воздухе и предупреждения столкновения с землей, которая пока стоит на очень малом количестве АН-24. Впрочем, подозревая, что не все авиакомпании пойдут на такие траты, чиновники заявили, что с января грядущего года воздушные суда этой модели, не прошедшие модернизацию, будут выведены из эксплуатации на регулярных линиях. Но при этом продолжат выполнять чартерные рейсы. Так и хочется спросить: а чартерному рейсу гарантированная защита от катастроф выдана свыше, что ли?

"Не ставится вопрос о полном прекращении полетов данного типа воздушных судов. Они могут продолжать использоваться при нерегулярных, чартерных перевозках до выработки назначенного ресурса", - заявили в Минтрансе и подчеркнули, что ТУ-134, в общем-то, тоже надо не запрещать, а улучшать. При этом, правда, не было ничего сказано о том, какие самолеты заменят АН-24 на регулярных линиях. Возможно, в Минтрансе все-таки надеются, что авиакомпании решат: дешевле модернизировать АН-24, чем переходить на новое судно или вообще лишаться возможности летать над Сибирью и Севером.

Вообще, история с президентскими запретами оставляет не очень приятный привкус. Почему должен был рухнуть ТУ-134 и еле сесть на воду АН-24, чтобы Медведев задумался, на какой рухляди летают граждане его страны? Почему должна была утонуть "Булгария", чтобы глава государства пригрозил вывести из эксплуатации все старые суда? А без трагедий и авралов, просто в плановом порядке - никак?

Тем более что рубленые "сплеча" инициативы Медведева заставляют задуматься: насколько грамотен и компетентен он в таких важных вопросах, если даже наши привычные поддакивать и соглашаться чиновники не хотят их выполнять без тщательной доработки? Как ни крути, а от главы государства хочется слышать обдуманные и взвешенные решения, а не "полуфабрикат".

Дарья Сивашенкова
Код для вставки в блог

Новости партнеров