Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 19.10.2017 : 57.0861
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 19.10.2017 : 67.2988
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 19.10.2017 : 75.9074
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 19.10.2017 : 44.9896

Культура

/image/article/4/7/5/1475.jpeg

Минкульт нарвался на три буквы

Х...й в плену у ФСБ". Потому что пока гигантский пенис на Литейном мосту оставался выходкой анархистов, к нему и относились соответственно. И совсем другое дело, когда ее одобрили эксперты в области современного искусства. Причем под эгидой и на деньги Министерства культуры. Что греха таить, презренный металл - главное оружие на этой странной "Войне".

Сам фаллический шедевр, рожденный усилиями девяти активистов, эффекта разорвавшейся бомбы не произвел, хотя общественное внимание на некоторое время привлек, особенно размещенное в Интернете видео с подъемом изукрашенного моста. Но "Война" на данной конкретной акции особо не зацикливалась, сразу же начав готовиться к следующей - "Дворцовому перевороту". Как-никак, творческий процесс не терпит промедлений, надо ваять шедевры, пока Муза не покинула.

Настоящий скандал разразился, когда "два слова из трех букв" номинировали на премию "Инновация" как произведение визуального искусства. Потом сняли, выявив процедурные нарушения (якобы "Войну" выдвинули без письменного согласия ее представителей). Потом снова вернули в шорт-лист. Такие характерные манипуляции с гигантским фаллосом наверняка оценил бы по достоинству дедушка Фрейд. Но оргкомитет, казалось, готов был сколько угодно раз вводить и выводить этот шедевр из списка номинантов, не обращая внимания на реакцию обывательски настроенной общественности. Шутка ли - можно побывать в авангарде отечественной культуры, ощутить себя борцом с ханжеством чинуш, для пущей красоты подпуская аллюзии на страшные хрущевские времена.

Наверное, под этим "культурным" кайфом жюри и находилось, когда присуждало победу "Войне". Потому что его решение вызвало значительно больше шума, чем все предшествующие перипетии. Костерить художников-анархистов никто не стал, все обрушились на организаторов премии и Министерство культуры, некогда ее учредившее. Логичный подход: схематически изобразить половые органы у нас в стране многие могут, а вот возвести это изображение в ранг выдающегося произведения искусства способны только особо одаренные.

Ценители фаллической новации, бравируя отсутствием стереотипов, тем не менее постеснялись напечатать название в оригинале. И стыдливо заменили трехбуквенное матерное слово "членом". Хотя это как посмотреть: может быть, тут не ханжество, а акт сотворчества? Ведь современное искусство чуждо предрассудков, бери да твори что хочешь. Но если на письме "х...ую" проблему удалось худо-бедно решить, то про церемонию награждения организаторы заранее не подумали. Однако и тут сумели вывернуться - призвали к сотворчеству публику. Зачем материться со сцены, когда есть благодарная аудитория? "Оказалось, что не все коллеги готовы произнести название произведения - мегарисунка, кинетического объекта... А вы можете произнести название этого произведения?" - поинтересовался куратор премии Андрей Ерофеев у зала. И сразу же услышал ответ. Правда, неполный, без "в плену у ФСБ".

Главную тему последующего скандала анонсировал Михаил Миндлин - глава Государственного центра современного искусства, проводящего "Инновацию". На церемонии награждения он сказал: "Все говорят, что у нас государственная премия, но это не совсем так". Слова эти предваряли объявление уже известного победителя и как бы оправдывали решение жюри. Но этого оправдания оказалось мало. "Войне" полагается денежный приз в размере 400 тысяч рублей, не облагаемый подоходным налогом. А раз премию финансирует Минкультуры, уж не из народного ли кармана денежки пойдут на те самые три буквы?

На фоне постоянной нехватки бюджетных средств на развитие отечественной культуры и ее плачевного состояния даже 400 тысяч рублей имеют значение. Конечно, разрушающиеся памятники архитектуры такой суммой не спасешь, но это же еще не повод поощрять ею "членописцев"! Прикрываться высокими материями, когда речь зашла о деньгах, бессмысленно, тем более что высота в данном случае вызывает большие сомнения. Сначала недовольство вяло кипело в СМИ и Сети, но Общественная палата активировала процесс, открыто напав на профильное министерство.

Она хоть и не отказала жюри в праве выбора, но сам этот выбор назвала пощечиной здравому смыслу. "Выражением позиции министерства как органа власти, ответственного за государственную политику в области культуры, также мог бы стать выход ведомства из состава учредителей "Инновации", - говорится в сообщении пресс-службы ОП. - Расцениваем такую позицию Министерства культуры России и лично министра как неадекватную и непрофессиональную для органа государственной власти".

Оправдания посыпались как из рога изобилия. Поскольку возникла угроза закрытия "Инновации" как таковой, Общественную палату живо обвинили в попытке вернуть хрущевскую цензуру. Комментируя обличительное заявление, пресс-служба Минкульта как могла развела тучи, сгустившиеся над головой министра Александра Авдеева. Вдруг выяснилось, что он всегда выступал против "Войны" и ее (цитируем) провокационного, хулиганского, омерзительного с художественной и нравственной точки зрения проекта. Представителей министерства в экспертном совете и жюри не было, бюджетные средства "на саму премию" не выделялись, поэтому в творческий процесс чиновники не лезли. И вообще, у нас в стране цензуры нет, а хотите разобраться по закону - идите в полицию, она с авангардным искусством давно работает.

Видимо, заявление Минкульта в силу специфики ведомства следует толковать метафорически, аки художественный текст. Александр Авдеев, который якобы всегда выступал против "Войны", на самом деле последовательно избегал ответов на связанные с ней вопросы - особенно после номинации. Но когда все же решался затронуть скользкую тему, деликатно называл анархистов "эмоциональными молодыми деятелями культуры". Не мерзкими хулиганами или провокаторами, как теперь утверждает его пресс-служба.

Контроль над премией "Инновация" министр за собой признал, но тут же отметил, что она не государственная, достаточно самостоятельная. Надо думать, самостоятельность измеряется в звонкой монете, потому что все разговоры о ней идут в контексте финансирования. Минкульт уклончиво уверяет, что бюджетные деньги выделяются "не на саму премию". Куратор премии Андрей Ерофеев в интервью "Взгляду" неосмотрительно выдает: "Министерство культуры, если я не ошибаюсь, говорило нам, что премия формируется из спонсорских средств. Но, наверное, отчасти и из карманов налогоплательщиков". Среди документов на сайте ведомства есть ежегодные положения об "Инновации", где прописаны и суммы, выделяемые на ее организацию и проведение - но, обратите внимание, никак не на призовой фонд. Так что, господа хорошие, будьте покойны: с чисто формальной точки зрения народные деньги к "Войне" не попадут. К тому же она от них вроде бы отказалась. Не оценила красивый жест руки подающего. Но что с нее возьмешь, с хулиганки.

Image

Как служилось в советском стройбате

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.