Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Культурная наглость: Пермь решили назвать столицей

Культура | 18.01.2011


Лозунг "Пермь - культурная столица Европы" звучит как оксюморон. Между тем, Еврокомиссия уже приняла заявку Пермского края на участие в этом проекте, а полпред президента в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота задолго до того подарил губернатору Прикамья Олегу Чиркунову глобус с новым культурным пупом Земли. Конечно, Пермь подарила России многих выдающихся людей искусства, а местные власти смело пустили на свою землю галериста Марата Гельмана, но достаточно ли этого для статуса "культурной столицы"?


В России много столиц: есть северная, есть химическая, текстильная, хрустальная и множество других. Пермь наречена пишущей братией как моторостроительная и одновременно культурная и театральная столица Урала.

В региональном лидерстве губернского города нет ничего удивительного. Но вот именовать Пермь культурной столицей старушки-Европы мог только очень дерзкий человек, если не сказать - наглый. Так и назвал себя один из авторов этой идеи, экс-министр культуры Пермского края и главный режиссер Пермского академического театра драмы Борис Мильграм. "Звучит нагло, но только смелость помогает в больших делах", - так презентовал он свой проект. Сейчас именно Мильграм отвечает за его реализацию, а Минкульт у него на посылках.

Бывший министр в докладе на Пермском экономическом форуме 2009 года замечательно отрекомендовал новый проект. Сообщил, что советская промышленность загнулась, что лучшие производственные ниши в стране заняты, а потому только культура может стать для современной Перми двигателем прогресса. Многие тогда крутили пальцем у виска, предрекали распил средств на плясках с цыганами и сетовали, что местные власти уничтожили славу "столицы ракетных двигателей", которой ничего не стоило содержать одну из лучших балетных трупп в стране, а теперь пытаются построить замок на песке.

И все же проект нашел понимание и поддержку в федеральном центре. Свидетельство тому - специально созданный для губернатора Олега Чиркунова глобус, где Пермь уже обозначена как центр искусства, хотя и находится географически на задворках Европы. Сию занятную вещицу в прошлом году вручил краевому лидеру полпред президента России в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота.

997.jpegЕдва отойдя от новогодних праздников, пермские чиновники разработали план мероприятий, которые помогут Перми присоединиться к программе "Культурная столица Европы". Ее избирают ежегодно, чтобы привлечь внимание и инвестиции на культурное развитие какого-либо города. До 2019 года все претенденты определены, а вот позже у центра Прикамья есть неплохие шансы пробиться в свет. И чиновники рассчитывают, что к 2020 году число туристов, посещающих Пермский край, увеличится в десять раз - до двух с половиной миллионов в год.

Пылкую поддержку Мильграм нашел у московского галериста Марата Гельмана. Еще четыре года назад они по обоюдному согласию при посредничестве пермского сенатора Сергея Гордеева (друга Гельмана) устроили в Перми музей современного искусства PERMM на базе разорившегося пароходства. Атмосфера города, окруженного уфологическими аномалиями, покорила искусствоведа. Он живо принялся популяризировать "новую культурную столицу", напомнив о "безродных космополитах", которых ссылали туда чекисты, и об эвакуации в Прикамье "Мариинки" во время блокады.

999.jpegВ 2009 году Гельман привлек в провинциальный город и известного дизайнера Артемия Лебедева, который пообещал открыть там свой центр. Иначе, как насмешку, пермяки принять это не могли, после того, как Лебедев разработал им логотип города - красную букву "П". Ассоциации с нею возникают, мягко говоря, не самые культурные.

Да и деятельность самого Гельмана местные жители окрестили "культурным колониализмом". Писатель Алексей Иванов, автор "Золота бунта, или Вниз по реке теснин", обозвал Марата "варягом" и призвал убираться подобру-поздорову. А от покровителя москвича - Мильграма - пермские музейщики долго и безуспешно требовали ответа, почему современное искусство сомнительной ценности удостоилось помещения, а музея под уникальную коллекциею деревянных скульптур, традиционных для Прикамья, до сих пор нет.

В общем, жители восприняли начинание Мильграма - Гельмана как инородное, но в ответ от властей услышали примерно следующее: "Тогда не нужны нам такие жители".

И тут пермская блогосфера взорвалась саморазоблачениями, из которых должно следовать, что никакой культуры, даже бытовой, в Перми и подавно нет. Так, некий юзер Максим вывесил фотоотчет, как лично откапывал из сугроба мемориал. Свой пост он сопроводил комментарием, который нельзя цитировать без купюр: "Пермь. Культурная столица. С х.. ли баня упала? - спрошу я вас. Если в самом центре города, на Тихом Компросе памятник павшим в Великой Отечественной войне ни разу не чистили с начала зимы...".

998.jpegЗато власти восхищаются на весь мир зеленым надкусанным кирпичным яблоком как символом Перми с подписью от автора: "Кожура из кафеля символизирует тонкую пленку современности, под которой обнаруживается порыжевшая "мякоть" - история города, материализованная в старом кирпиче".

Не меньше заботы проявляется со стороны чиновников по отношению к недавно установленному огромному каменному медведю, который символизирует все наше государство российское.

Вообще со скульптурами в Перми - настоящая беда. По всему городу, даже на крышах и заборах, разбросаны символические фигурки красных человечков, которые могли возникнуть только в воспаленном мозгу. А "нормальная" скульптура, посвященная "Джентльменам удачи", 1000.jpegнедавно подверглась нападению вандалов. Герою Юрия Никулина оторвали руку, а всех остальных оплевали. "И это культурная столица?" - вопрошают блогеры. Пишут они о мусоре на пляжах, о хамстве в магазинах и автобусах, о зонах для заключенных... И никак не могут взять в толк, за что им будут давать статус. Не только ведь за ежегодные художественные выставки "Арт-Пермь"?

Самые непредвзятые критики признают, что Пермь действительно обладала уникальными театральными и музыкальными традициями, поставляла стране лучших танцоров и оперных певцов. И до сих пор оперный театр с хореографическим училищем являются сердцем культурной Перми. В них всегда ставили новые сочинения, демонстрировали свободу самовыражения, внедряли инновации, которым позавидовали бы не только московские, но и европейские мастера. Достаточно вспомнить балет Евгения Панфилова и театр "У Моста". Но то, что привносит в атмосферу города Гельман, настолько спорно, что, по мнению многих, угрожает традиционной культуре : "Стоит серьёзно вдуматься в надвигающиеся проекты этого преображения и, пока не поздно, провести их ревизию. Так ли они плодотворны?"

Светлана Болотникова
Код для вставки в блог

Новости партнеров