Курсы валют: USD 27/05 56.756 0.6859 EUR 27/05 63.6689 0.6573 Фондовые индексы: РТС 18:50 1073.04 -0.97% ММВБ 18:50 1934.25 -0.67%

Дороги России под тяжестью бронетехники НАТО

Страна | 26.11.2010


Вслед за воздушным транзитом грузов через территорию России Североатлантический альянс получил разрешение Москвы на проезд бронемашин, предназначенных для перевозки гражданского персонала. На Смоленской площади подчеркнули, что о транспортировке через так называемый северный коридор военных грузов не может быть и речи. Впрочем, сам факт предоставления американским военным допуска на территорию РФ вызывает опасения у некоторых экспертов. Недовольна и оппозиция, назвавшая НАТО "волком в овечьей шкуре".

Пресловутый документ о перевозке через территорию России грузов альянса в Афганистан был подписан еще в апреле 2008 года. По официальным данным, тогда в Кабул даже ушел один железнодорожный состав. Но последовавшие в августе события на Кавказе и фактическое замораживание отношений между Москвой и Брюсселем отложили вопрос о транзите до лучших времен.

Смена администрации Белого дома и объявленная "перезагрузка" российско-американского диалога отразились на сотрудничестве России с Североатлантическим альянсом. Летом этого года лидеры РФ и США Дмитрий Медведев и Барак Обама договорились о воздушном транзите грузов из Афганистана через Северную сеть снабжения, которая включает в себя республики бывшего СССР. Неполные полгода силы НАТО охотно пользовались предоставленным коридором: около 65 процентов грузов были доставлены в исламскую республику именно через российское небо. За 12 тысяч перелетов по российским маршрутам в Афганистан попали более 35 тысяч членов американского персонала и военнослужащих США.

А не так давно в Лиссабоне генеральный секретарь организации Андерс Фог Расмуссен объявил о том, что Москва и альянс договорились о начале обратного транзита грузов из Афганистана через российскую территорию. По итогам прошедшего саммита НАТО генсек также добавил, что речь идет только о так называемых нелетальных грузах.

Эту информацию на Смоленской площади не только подтвердили, но даже дополнили. Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров сообщил: облегченный порядок сухопутного транзита распространяется на бронемашины с усиленной противоминной защитой, при этом транзит натовских грузов через территорию России действительно будет двусторонним - как в Афганистан, так и обратно, в соответствующие страны НАТО.

Как пояснил постоянный представитель России при альянсе Дмитрий Рогозин, речь идет не о броневиках, которые могут участвовать в боевых действиях. А о технике, предназначенной для перевозки гражданского персонала, - бронированных "Хаммерах" и "Мерседесах" с усиленной защитой от минно-фугасных подрывов. "Это сделано для того, чтобы они могли спокойно передвигаться даже в том случае, если усилена активность диверсантов, которые используют самодельные взрывные устройства", - уточнил дипломат. И добавил, что никакой возможности для перевозки грузов военного назначения по территории РФ железнодорожным путем "мы НАТО не давали и давать не будем".

Тем не менее, к российским вояжам натовцев многие относятся крайне настороженно. "Дальнейшее сближение с НАТО не отвечает интересам России", - заявил в ходе вчерашней встречи с Дмитрием Медведевым лидер КПРФ Геннадий Зюганов, назвавший Североатлантический альянс "волком в овечьей шкуре".

645.jpeg

Но так ли опасен североатлантический транзит? В разговоре с корреспондентом Newsinfo первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков подчеркнул, что транспортировка техники в контейнерах и разобранном состоянии угрозы не представляет. "Если же говорить о транспортировке на платформах в боеспособном состоянии и с американской охраной, а тем более о транспортировке собственным ходом, то это называется вводом иностранных войск на территорию России, или первым шагом к военной оккупации, - отмечает эксперт. - Начнем с того, что путь из Афганистана до Европы - это примерно десять тысяч километров, и часть трассы проходит в не очень, скажем так, благоприятных дорожных условиях. А это - значительный износ техники. И я не исключаю, что часть войск под разными благовидными предлогами могут оставить на территории России".

Сивков полагает, что не все просто и с железнодорожными перевозками. "Есть угроза, что они могут в результате непредвиденных событий застрять на каких-то станциях, в течение пяти-тридцати минут покинуть эти платформы и решать свои задачи уже на территории РФ, - предположил он. - Возможно, транзит пойдет через города, сопряженные с системой стратегических ядерных сил. А, значит, силы НАТО могут частично провести освоение оперативного театра военных действий и отснять все, что надо, и посмотреть дорожную сеть".

Со своей стороны, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок никакой угрозы в транзите не видит. "Я считаю, что это правильное решение. Мы должны поддержать американцев и дать им возможность выхода из Афганистана воздушным и сухопутным путем, - говорит наш собеседник. - Нужно продолжать сотрудничество, ведь альянс ведет операции против Талибана и наркобаронов, а это в наших интересах".

Таким образом, вопрос о том, следует ли опасаться передвижения натовской бронетехники по просторам России, остается открытым. С одной стороны, альянс действительно преследует в Афганистане благие цели. Но с другой, дружба Москвы и Брюсселя еще не столь крепка, да и нерешенные проблемы этих отношений (например, связанные с Грузией, со статусом Абхазии и Южной Осетии) с повестки дня еще никто не снимал.

Руслан Чигоев
Код для вставки в блог

Новости партнеров