Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 22.01.2018 : 56,5892
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 22.01.2018 : 69,3953
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 22.01.2018 : 78,8231
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 22.01.2018 : 45,4242

Страна

Армию спасения ЖКХ возглавит Путин

Реформа ЖКХ скрипит, как старая арба. Еще лет пять, и катастрофа будет неизбежна, заявил президент России Дмитрий Медведев на заседании Госсовета в Сыктывкаре. Он призвал народ проявить смекалку и найти шесть триллионов рублей на обновление инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Правительству дано несколько поручений, в том числе до весны разработать новую федеральную целевую программу. Ответственным назначен премьер Владимир Путин.

О грозящей ЖКХ катастрофе еще шесть лет назад предупреждали авторы исследования "Дом в России" Александр Кривов и Юрий Крупнов. "Мы должны понять и признать, что все вместе, как страна, вошли в десятилетие трудных испытаний, и что предстоящие годы могут стать в жизни городов и поселений временем особого рода - временем массового выбытия ветхого жилого фонда и панельных зданий первых поколений вместе с нарастающим выходом из строя инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства. Последнее, в свою очередь, приведет к проблемам в эксплуатации даже недавно построенных, но обслуживаемых этими сетями зданий и сооружений", - таков был прогноз от 2004 года.

Тот доклад был принят во внимание, появились национальные программы по переселению из ветхого жилья и строительству нового, начата реформа управления ЖКХ, в отрасли появились частные компании и товарищества собственников, создана госкорпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Но несмотря на миллиардные вложения бюджетных средств (один только Фонд впитал в себя 240 миллиардов рублей), вчера Дмитрий Медведев на заседании Госсовета в Сыктывкаре снова заговорил о приближении "часа икс". "Если ничего не делать, то через пять-семь лет наступит катастрофа", - заявил он.

По данным президента, более четырех с половиной миллионов граждан России ютятся в ветхом или аварийном жилье. Износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в стране превышает 60 процентов.

Что делать? Просто залить пожар деньгами, что обойдется, как подсчитал глава Минрегиона Виктор Басаргин, в 6 триллионов долларов? Таких денег сегодня у России нет. А когда была хотя бы половина - более трех триллионов в Стабилизационном фонде - их вкладывали в иностранные ценные бумаги, а не в развитие собственной инфраструктуры.

Поэтому задача усложняется. Теперь нужно не просто вложить финансовые средства, а сначала, "включив мозги", найти их - в регионах, у инвесторов, наконец, у российских граждан, - да еще потом проконтролировать, чтобы не утекли сквозь пальцы.

"Нам нужно стараться все-таки проявлять свойственную нашему народу смекалку и изобретательность, внедрять современные системы управления, разбираться на месте", - увещевал президент.

"Желание пользоваться исправным лифтом, получать нормальную воду - это предмет общей озабоченности, - напомнил он. - Но люди при этом должны быть уверены, что деньги, которые они собирали, пошли на ремонт и благоустройство именно их дома, а не были тонким слоем размазаны по беспредельного размера коммуналке в том или ином населенном пункте или просто потрачены не по назначению".

По итогам Госсовета Думе было поручено принять законы о водоснабжении и водоотведении и о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома. Правительство президент озадачил разработкой новой федеральной программы на десять лет вперед - взамен той, что заканчивается в этом году.

Ответственным за ЖКХ по большинству пунктов назначен глава правительства Владимир Путин. Это своеобразный бумеранг, вернувшийся к премьеру от нынешнего президента, когда-то курировавшего нацпрограмму "Доступное жилье", которая так никогда и не была реализована в полной мере. Сейчас эту трудновыполнимую миссию Медведев поручил своему возможному конкуренту на следующих президентских выборах.

Насколько сложны стоящие перед реформаторами ЖКХ задачи, и что все эти годы мешает их реализовать? Об этом корреспондент NewsInfo побеседовал с заместителем директора направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Владиленом Прокофьевым.

 - Президент призвал народ проявить смекалку и включить мозги. Какие идеи по обновлению инфраструктуры ЖКХ может предложить в ответ Институт
 экономики города?

 - Нужно говорить не об идеях обновления, а об идеях финансирования обновления инфраструктуры. Сегодня в Россию уже пришли современные технологии обновления и с точки зрения генерации ресурсов, и с точки зрения их транспортировки. Много новых материалов, которые нужно просто использовать. Тут никаких чудес нет. Главная проблема - финансирование. В той ситуации, в которой оказалась Россия, переложить все на плечи населения не удастся. Только за счет платежей граждан обновить инфраструктуру сегодня нереально. Нужна консолидация усилий со стороны как государства, так и региональных властей и граждан, чтобы перейти на другой уровень жизни. Это задача не одного года, а минимум на десять лет.

- Какие есть предложения по источникам финансирования?

 - Формально возможны два подхода. Первый вариант: потихонечку финансировать, как это тянется и сегодня. Что-то брать с населения, какие-то деньги минимальные выделяет бюджет. И на эти деньги строить инфраструктуру. В результате мы имеем то, что имеем: повышения эффективности никакого, ситуация хуже и хуже. Второй вариант: привлечь значительные средства, сделать реконструкцию коммунальной инфраструктуры, и расплачиваться в течение нескольких следующих десяти, может быть, двадцати лет, но уже жить в нормальных условиях. На мой взгляд, правильный вариант - второй.

И еще важно разделять два сектора в ЖКХ. Разделить на буквы Ж - "Жилье" и КХ- "Коммунальное хозяйство". У нас в жилье ситуация несколько иная, чем в коммунальной инфраструктуре, где всегда есть какой-то один собственник, с которым можно работать. В "Жилье" собственников много. Подходы должны быть несколько иные по финансированию, привлечению внебюджетных средств. Источники бюджетные и населения должны в конечном итоге использоваться для погашения кредитных средств. Формально деньги вкладываются частными инвесторами, и они их возвращают за счет повышения экономической эффективности предприятия, бюджета и средств населения.

- Сейчас частный бизнес не спешит вкладывать средства в ЖКХ. Как можно сделать эту сферу привлекательной для инвесторов?

- Основа привлекательности для инвестора - это прогнозируемость доходов. Сейчас, когда тарифы ограничиваются сверху на уровне Российской Федерации, и устанавливаются предельные индексы, причем они непредсказуемы даже на среднесрочную перспективу, ни один инвестор ничего инвестировать не будет.

- Вы хотите сказать, что регулирование нужно убирать?

 - Ни в коем случае убирать нельзя, потому что у нас естественные монополии. Конкуренция там невозможна, поэтому регулирование необходимо. Но оно должно быть более гибким и исходить из той ситуации, которая сложилась в конкретном муниципальном образовании. Раньше муниципалитеты сами устанавливали тарифы. Потихонечку эта функция перешла на верхний уровень. Сегодня муниципалитеты не утверждают тарифы, а их рост все равно происходит. Но дело даже не в росте, а в обоснованности цен. Если раньше глава муниципалитета все же побаивался, что население будет бунтовать, то сегодня на региональном уровне бояться особо нечего. Граждане отдельного поселения не в состоянии повлиять на региональную политику, тем более что глав регионов назначает федеральный центр.

- Согласны ли вы с названной Басаргиным суммой в 6 триллионов рублей, которые нужно
 вложить в ЖКХ, чтобы довести его нормального состояния?

 - На стадии прогнозов этой цифры должно хватить. Но когда будут приниматься решения, куда инвестировать, нужно исходить из эффективности использования этих денег, чего на практике не будет. Боюсь, что расчет экономических и социальных эффектов производиться не будет, и эффективность окажется минимальной. А попытка просто просмотреть, сколько труб и котельных построено, - это бесперспективный способ оценки использования бюджетных средств. Оцениваться должен эффект, который получили от потраченных денег граждане конкретного населенного пункта.

-  Контроль над исполнением реформ в ЖКХ возложен на Владимира Путина. Посильная ли это для него задача?

- Я считаю, что посильная, если он возьмется за эту программу серьезно. Это задача решаемая, и Владимир Владимирович имеет возможности как по улучшению законодательства в этом плане, так и по реализации мероприятий. Но я боюсь, что если будут выборы, то все может измениться, и Владимир Владимирович уже не будет занимать этот пост. А до 2012 года осталось времени мало.

Поскольку новая федеральная программа рассчитана на десятилетие, через год-полтора за сбои в ЖКХ с Путина никто не спросит. Тем более, как отмечает эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко, за эту отрасль традиционно отдуваются главы регионов. "Хуже имидж Путина точно не станет, а это решение может только повысить качество исполнения федеральных приоритетов. За конечный эффект отвечают главы регионов и муниципалитетов, так как большинство активов ЖКХ находятся в региональной и муниципальной собственности".

Image

Президент наводит марафет – Франция смеется

Эммануэль Макрон никакими доходами не обладает, его супруга получает пенсию провинциальной учительницы, но это не мешает главе республики тратить десятки тысяч евро... на макияж.

Image

Гендиректор АО «ОЗК» М.Кийко получил Диплом РБИ «Организация года»

Генеральный директор АО «Объединенная зерновая компания» Михаил Кийко получил Диплом и Серебряный крест Русского биографического института. Награду ему вручили на торжественной церемонии, посвященной награждению лауреатов премии.