Курсы валют: USD 19/01 59.183 -0.2185 EUR 19/01 63.2252 -0.0612 Фондовые индексы: РТС 11:17 1150.42 -0.11% ММВБ 11:18 2165.56 -0.21%

Армию спасения ЖКХ возглавит Путин

Страна | 24.11.2010


Реформа ЖКХ скрипит, как старая арба. Еще лет пять, и катастрофа будет неизбежна, заявил президент России Дмитрий Медведев на заседании Госсовета в Сыктывкаре. Он призвал народ проявить смекалку и найти шесть триллионов рублей на обновление инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Правительству дано несколько поручений, в том числе до весны разработать новую федеральную целевую программу. Ответственным назначен премьер Владимир Путин.


О грозящей ЖКХ катастрофе еще шесть лет назад предупреждали авторы исследования "Дом в России" Александр Кривов и Юрий Крупнов. "Мы должны понять и признать, что все вместе, как страна, вошли в десятилетие трудных испытаний, и что предстоящие годы могут стать в жизни городов и поселений временем особого рода - временем массового выбытия ветхого жилого фонда и панельных зданий первых поколений вместе с нарастающим выходом из строя инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства. Последнее, в свою очередь, приведет к проблемам в эксплуатации даже недавно построенных, но обслуживаемых этими сетями зданий и сооружений", - таков был прогноз от 2004 года.

Тот доклад был принят во внимание, появились национальные программы по переселению из ветхого жилья и строительству нового, начата реформа управления ЖКХ, в отрасли появились частные компании и товарищества собственников, создана госкорпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Но несмотря на миллиардные вложения бюджетных средств (один только Фонд впитал в себя 240 миллиардов рублей), вчера Дмитрий Медведев на заседании Госсовета в Сыктывкаре снова заговорил о приближении "часа икс". "Если ничего не делать, то через пять-семь лет наступит катастрофа", - заявил он.

По данным президента, более четырех с половиной миллионов граждан России ютятся в ветхом или аварийном жилье. Износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в стране превышает 60 процентов.

Что делать? Просто залить пожар деньгами, что обойдется, как подсчитал глава Минрегиона Виктор Басаргин, в 6 триллионов долларов? Таких денег сегодня у России нет. А когда была хотя бы половина - более трех триллионов в Стабилизационном фонде - их вкладывали в иностранные ценные бумаги, а не в развитие собственной инфраструктуры.

Поэтому задача усложняется. Теперь нужно не просто вложить финансовые средства, а сначала, "включив мозги", найти их - в регионах, у инвесторов, наконец, у российских граждан, - да еще потом проконтролировать, чтобы не утекли сквозь пальцы.

"Нам нужно стараться все-таки проявлять свойственную нашему народу смекалку и изобретательность, внедрять современные системы управления, разбираться на месте", - увещевал президент.

"Желание пользоваться исправным лифтом, получать нормальную воду - это предмет общей озабоченности, - напомнил он. - Но люди при этом должны быть уверены, что деньги, которые они собирали, пошли на ремонт и благоустройство именно их дома, а не были тонким слоем размазаны по беспредельного размера коммуналке в том или ином населенном пункте или просто потрачены не по назначению".

По итогам Госсовета Думе было поручено принять законы о водоснабжении и водоотведении и о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома. Правительство президент озадачил разработкой новой федеральной программы на десять лет вперед - взамен той, что заканчивается в этом году.

Ответственным за ЖКХ по большинству пунктов назначен глава правительства Владимир Путин. Это своеобразный бумеранг, вернувшийся к премьеру от нынешнего президента, когда-то курировавшего нацпрограмму "Доступное жилье", которая так никогда и не была реализована в полной мере. Сейчас эту трудновыполнимую миссию Медведев поручил своему возможному конкуренту на следующих президентских выборах.

Насколько сложны стоящие перед реформаторами ЖКХ задачи, и что все эти годы мешает их реализовать? Об этом корреспондент NewsInfo побеседовал с заместителем директора направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Владиленом Прокофьевым.

 - Президент призвал народ проявить смекалку и включить мозги. Какие идеи по обновлению инфраструктуры ЖКХ может предложить в ответ Институт
 экономики города?

 - Нужно говорить не об идеях обновления, а об идеях финансирования обновления инфраструктуры. Сегодня в Россию уже пришли современные технологии обновления и с точки зрения генерации ресурсов, и с точки зрения их транспортировки. Много новых материалов, которые нужно просто использовать. Тут никаких чудес нет. Главная проблема - финансирование. В той ситуации, в которой оказалась Россия, переложить все на плечи населения не удастся. Только за счет платежей граждан обновить инфраструктуру сегодня нереально. Нужна консолидация усилий со стороны как государства, так и региональных властей и граждан, чтобы перейти на другой уровень жизни. Это задача не одного года, а минимум на десять лет.

- Какие есть предложения по источникам финансирования?

 - Формально возможны два подхода. Первый вариант: потихонечку финансировать, как это тянется и сегодня. Что-то брать с населения, какие-то деньги минимальные выделяет бюджет. И на эти деньги строить инфраструктуру. В результате мы имеем то, что имеем: повышения эффективности никакого, ситуация хуже и хуже. Второй вариант: привлечь значительные средства, сделать реконструкцию коммунальной инфраструктуры, и расплачиваться в течение нескольких следующих десяти, может быть, двадцати лет, но уже жить в нормальных условиях. На мой взгляд, правильный вариант - второй.

И еще важно разделять два сектора в ЖКХ. Разделить на буквы Ж - "Жилье" и КХ- "Коммунальное хозяйство". У нас в жилье ситуация несколько иная, чем в коммунальной инфраструктуре, где всегда есть какой-то один собственник, с которым можно работать. В "Жилье" собственников много. Подходы должны быть несколько иные по финансированию, привлечению внебюджетных средств. Источники бюджетные и населения должны в конечном итоге использоваться для погашения кредитных средств. Формально деньги вкладываются частными инвесторами, и они их возвращают за счет повышения экономической эффективности предприятия, бюджета и средств населения.

- Сейчас частный бизнес не спешит вкладывать средства в ЖКХ. Как можно сделать эту сферу привлекательной для инвесторов?

- Основа привлекательности для инвестора - это прогнозируемость доходов. Сейчас, когда тарифы ограничиваются сверху на уровне Российской Федерации, и устанавливаются предельные индексы, причем они непредсказуемы даже на среднесрочную перспективу, ни один инвестор ничего инвестировать не будет.

- Вы хотите сказать, что регулирование нужно убирать?

 - Ни в коем случае убирать нельзя, потому что у нас естественные монополии. Конкуренция там невозможна, поэтому регулирование необходимо. Но оно должно быть более гибким и исходить из той ситуации, которая сложилась в конкретном муниципальном образовании. Раньше муниципалитеты сами устанавливали тарифы. Потихонечку эта функция перешла на верхний уровень. Сегодня муниципалитеты не утверждают тарифы, а их рост все равно происходит. Но дело даже не в росте, а в обоснованности цен. Если раньше глава муниципалитета все же побаивался, что население будет бунтовать, то сегодня на региональном уровне бояться особо нечего. Граждане отдельного поселения не в состоянии повлиять на региональную политику, тем более что глав регионов назначает федеральный центр.

- Согласны ли вы с названной Басаргиным суммой в 6 триллионов рублей, которые нужно
 вложить в ЖКХ, чтобы довести его нормального состояния?

 - На стадии прогнозов этой цифры должно хватить. Но когда будут приниматься решения, куда инвестировать, нужно исходить из эффективности использования этих денег, чего на практике не будет. Боюсь, что расчет экономических и социальных эффектов производиться не будет, и эффективность окажется минимальной. А попытка просто просмотреть, сколько труб и котельных построено, - это бесперспективный способ оценки использования бюджетных средств. Оцениваться должен эффект, который получили от потраченных денег граждане конкретного населенного пункта.

-  Контроль над исполнением реформ в ЖКХ возложен на Владимира Путина. Посильная ли это для него задача?

- Я считаю, что посильная, если он возьмется за эту программу серьезно. Это задача решаемая, и Владимир Владимирович имеет возможности как по улучшению законодательства в этом плане, так и по реализации мероприятий. Но я боюсь, что если будут выборы, то все может измениться, и Владимир Владимирович уже не будет занимать этот пост. А до 2012 года осталось времени мало.

Поскольку новая федеральная программа рассчитана на десятилетие, через год-полтора за сбои в ЖКХ с Путина никто не спросит. Тем более, как отмечает эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко, за эту отрасль традиционно отдуваются главы регионов. "Хуже имидж Путина точно не станет, а это решение может только повысить качество исполнения федеральных приоритетов. За конечный эффект отвечают главы регионов и муниципалитетов, так как большинство активов ЖКХ находятся в региональной и муниципальной собственности".

Светлана Болотникова
Код для вставки в блог

Новости партнеров