Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

Горбатый и ушастый "Запорожец" пережил советских вождей

Общество | 23.11.2010


Некогда самый народный советский автомобиль "ЗАЗ-965", он же "Запорожец", он же "Горбатый", отметил полувековой юбилей. Датой рождения этой машины принято считать 22 ноября 1960 года - в этот день с конвейера украинского завода "Коммунар" сошел первый автомобиль. Он был настолько незамысловатым, что его тут же окрестили "конструктором для взрослых". При этом, миниатюрная и недорогая машина пришлась ко двору многим людям и даже стала гордостью отечественного автомобилестроения того времени.


Не всем сегодня известно, что неуклюжее на первый взгляд детище украинских инженеров имеет европейское происхождение. А если быть точным - итальянское. "Горбатый" был построен на платформе итальянца Fiat-600, претерпев, конечно, некоторые изменения. Конструкторы немного поколдовали над исходником, в результате чего "Запорожец" получил другую подвеску, новый малогабаритный двигатель (кстати, мощность этого малыша составляла около 17 лошадиных сил) и большие, по сравнению с отцом-фиатом, колеса.

Не успев спрыгнуть с заводского конвейера, малогабаритный автомобиль прямиком отправился "на смотрины" к Хрущеву. Изучив новый автомобиль, Никита Сергеевич дал ему положительную характеристику и заявил, что машина эта будет превосходным подарком для советских работяг. Оно и понятно: крошечный автомобиль отлично гармонировал с малогабаритными "хрущевками", которые были апофеозом креативного мышления первого секретаря ЦК КПСС и любителя "кузькиной матери". Так что, все сошлось, и целых семь лет в СССР продолжался выпуск "Запорожцев". А потом к власти пришел Брежнев. Леонид Ильич, в отличие от Никиты Сергеевича, не питал особой слабости к миниатюрным машинам, даже к тем, которые с гордостью носят титул "народного автомобиля". Вполне вероятно, что в отношении авто Брежнев придерживался девиза "General Motors" того времени: "Маленькой должна быть женщина, а машина должна быть большой". Немаловажен и тот факт, что с приходом к власти Леонида Ильича, все вдруг заговорили о таких недостатках "Запорожца", как маленький салон, несносная "печка", слишком шумный двигатель, ненадежный старт в зимнее время, слабые двери...

621.jpegНелюбовь Брежнева к крохе-"Горбатому" стала отправным толчком для выпуска очередной модели с новым кузовом - "ЗАЗ-966". Кстати, чертежи обновленного "Запорожца" неутомимые инженеры украинского завода разработали еще в 1961 году , через год после выхода в свет "Горбатого". Парадоксально, но после появления чертежей рестайлинговой версии "Запорожца" прошло целых шесть лет, прежде чем автомобиль появился в продаже. Это объясняется тем, что в советское время считалось непозволительным и крайне расточительным запускать в серийное производство новый автомобиль всего лишь через год после выхода его предыдущей модели.

Когда же обновленный "Запорожец" все-таки вышел в свет, всем стало ясно: автомобильным конструкторам удалось исправить "Горбатого". Рестайлинговый авто представлял собой уже далеко не пухлого малыша, а вполне себе статный по тем временам седан. Изюминкой новой модели были на удивление "выдающиеся" во все стороны воздухозаборники, безумно похожие на уши. Кстати, после выхода в продажу "ЗАЗ-966", люди мгновенно прозвали его "Ушастым". Ну, не везло "Запорожцам" с анатомией: на месте исправленного "горба" появились "уши". Зато автомобилю фантастически везло с владельцами. Так, в 1972 году мама нынешнего премьер-министра России Владимира Путина выиграла в лотерею новехонький "Запорожец", именуемый в народе "Ушастый". Бытует мнение, что в молодости своей Владимир Владимирович с удовольствием раскатывал по Северной столице на некогда выигранном матерью автомобиле. Сейчас же, будучи главой российского правительства, Путин ничуть не скрывает гордости за свой крохотный, а главное, раритетный автомобиль. Кстати, "Запорожец" премьер-министра в прошлом году около полугода гостил в Москве, в музее старинных авто, после чего благополучно своим ходом вернулся в Петербург.

Сегодня "Горбатого" можно по праву назвать редкой машиной. Спустя полвека после рождения на заводе "Коммунар" первой модели этого крохотного автомобиля, многое изменилось. Некогда народная, массовая машина превратилась в самый настоящий раритет. На сегодняшний день в российской столице их насчитывается менее 150 экземпляров. Кстати, спрос на "Горбатых", а вместе с тем и стоимость, что немаловажно, возросли. Купить сегодня эту машину можно примерно за 1500-2000 долларов.

Для современного поколения автомобилистов "Горбатый" является не чем иным, как главным героем шуток и старых-престарых анекдотов. Нередко былую гордость советского автомобилестроения называют "самой дешевой иномаркой". В принципе, логично, ведь СССР давно нет, да и завод, выпускавший "Запорожцы", вот уже сколько лет находится за границей, пусть даже и совсем близкой к России. Однако, как ни крути, для русского человека "Горбатый" навсегда останется символом канувшей в Лету эпохи.

 

Эллада Карибова
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров