Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Нелегкая это работа – тащить Сибирь из "болота"

Страна | 27.10.2010


Пока полномочный представитель президента Российской Федерации Александр Хлопонин поднимает "целину" СКФО, премьер-министр Владимир Путин взялся за Сибирский федеральный округ. Вчера он провел совещание по реализации в нем первоочередных инвестиционных проектов и принял решение - индустриализации Сибири быть. По задумке, неприветливый край вскоре превратится в райское место. За чей счет правительство собирается воплотить в жизнь очень интересные, но весьма капиталоемкие планы?


Неудивительно, что кабинет министров принялся за Сибирь: именно здесь сосредоточены сырьевые запасы России и города-миллионники. Утвержденная стратегия развития СФО до 2020 года предполагает, что по критериям инвестиционной привлекательности и уровню жизни регион будет бить все рекорды. Среди приоритетов - развитие сырьевой базы, новых индустриальных высокотехнологичных кластеров и наиболее привлекательных туристических регионов.

416.jpegВ ходе заседания правительство приняло решение создать в Сибири четыре туристических особые экономические зоны - в Республике Алтай, Алтайском крае, Бурятии и Иркутской области. "В этом году только одну из зон - алтайскую - посетило более 150 тысяч туристов. Если все четыре проекта будут реализованы в полной мере, то через десять лет Сибирь ежегодно сможет принимать более миллиона гостей", - отметил глава Министерства регионального развития Виктор Басаргин.

Для того чтобы наполеоновские планы по процветанию СФО превратились из сказки в быль, необходима новая индустриализация. Но что таит в себе это труднопроизносимое слово? Привлечь туристов - половина дела, для начала необходимо заманить инвесторов, желающих вложить свои средства в вечную мерзлоту и суровые природные условия. Помощь со стороны бизнеса, видимо, должна быть направлена на определенные проекты, в которых заинтересовано правительство.

Сейчас в качестве приоритетов выделяют Енисейскую промышленную компанию (ЕПК) и строительство Богучанского алюминиевого завода, в котором по 50 процентов принадлежит "РусГидро" и "РусАлу".

С заводом все понятно: Олег Дерипаска настолько занят тяжбами с Владимиром Потаниным по поводу "Норильского никеля", что до родного алюминия никак руки не дойдут.

А вот с ЕПК немного сложнее. Она получила лицензию на разработку Элегестского месторождения с запасами 950 миллионов тонн угля. Но компания серьезно отстает от графика финансирования проекта: за девять месяцев текущего года она инвестировала лишь 16 процентов от плана, а это всего 185 миллионов рублей - такие "крохи", естественно, не помогут индустриализации сибирской экономики. При этом угроза отзыва лицензии маячит перед Енисейской промышленной компанией все ярче и ярче. И хотя осуществить эту процедуру непросто, решение все же может быть принято. А в проект позовут более надежных инвесторов.

Чиновники пытаются найти выход уже сейчас и предлагают бизнесменам, которые не справляются со своими обязательствами, найти соинвесторов. При этом само правительство готово всячески содействовать достижению намеченного результата. "Значительная часть приоритетных проектов осуществляется через механизмы государственно-частного партнерства, - отметил Владимир Путин. - Мы возводим объекты инфраструктуры, а бизнес должен организовать производство. Государство свои обязательства выполняет добросовестно".

Например, Внешэкономбанк выделяет на достройку Богучанской ГЭС кредиты в размере 28,1 миллиарда рублей, а в следующем году планируется закончить строительство моста через Ангару и железной дороги для освоения природных ресурсов Забайкальского края. Проекты "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", "Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва" и "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края" правительство также считает необходимым реализовать.

417.jpegНо как быть с главной головной болью России - дорогами, тем более в Сибири, где транспортная инфраструктура - важное звено в освоении природных ресурсов? У Владимира Путина и на это есть вполне оптимистичный ответ: трасса Чита - Хабаровск будет доведена до ума, как и строительство транспортных обходов Иркутска и Новосибирска. Тут уже государство не скупится на дотации. На федеральную дорогу "Байкал" планируется потратить 4,5 миллиарда рублей, на "Енисей" - 533 миллиона рублей, а на "Чуйский тракт" - 540 миллионов.

В целом же объем финансирования должен составить около 1,8 триллиона рублей, из них свыше 200 миллиардов - из федерального бюджета. Остальные затраты, по сути основные, взвалят на свои плечи как раз частные инвесторы. Если стратегия воплотится в жизнь, то к 2021 году валовый региональный продукт Сибирского федерального округа увеличится в 1,6 раза, промышленное производство - в полтора раза, инвестиции - в 2,3 раза, зарплата и среднедушевые доходы - почти в 1,8 раза. Но и это еще не предел: доля инвестиций в сибирском ВРП должна будет достичь минимум 30 процентов, а численность населения - вырасти на 600-800 тысяч человек.

Так что воистину грандиозные проекты кует российское правительство. Вот через десять лет и посмотрим, кому на Руси станет жить хорошо.

Илона Раскольникова
Код для вставки в блог

Новости партнеров