Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 24.08.2017 : 59.1312
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 24.08.2017 : 69.5619
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 24.08.2017 : 75.6938
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 24.08.2017 : 46.6486

Общество

Пилотируемый самолет без авиатоплива пробудет в воздухе 24 часа

Самолет Solar Impulse, двигатели которого работают исключительно на солнечной энергии, в среду утром начал первый круглосуточный полет, сообщает агентство Франс Пресс. Уникальный аппарат, которым управляет один из его конструкторов, Андре Боршберг, взлетел с военного аэродрома в районе города Пайерн в швейцарском кантоне. После 13 часов полета командно-диспетчерскому пункту предстоит решить, сможет ли Solar Impulse выполнить ночную часть запланированной программы. Как объяснил ответственный за контроль полета, бывший астронавт Клод Николье, это решение будет зависеть от того, сколько солнечной энергии успеют в дневное время собрать батареи, а также от погодных условий. О маршруте самолета не сообщается.

Предыдущая попытка совершить 25-часовой полет на Solar Impulse была отменена неделю назад из-за неполадок в телеметрической системе. Самолету предстояло утром взлететь с военного аэродрома в районе города Пайерн в швейцарском кантоне Во и провести в воздухе 24 часа - причем в ночное время Solar Impulse должен использовать накопленную днем энергию. Конструктор самолета Бертран Пикар заявил, что новая попытка совершить круглосуточный полет на Solar Impulse должна быть предпринята как можно скорее, поскольку "окно", позволяющее пилотировать самолет ночью, закроется уже в начале августа.

Первый длительный полет аппарата на солнечной энергии состоялся 7 апреля. Тогда Solar Impulse удалось провести в воздухе приблизительно 75 минут.
Размах крыла Solar Impulse составляет 63,4 метра, вес - всего 1,6 тонны. На его крыльях находятся около 12 тысяч фотогальванических элементов, которые снабжают солнечной энергией четыре электромотора мощностью десять лошадиных сил.
Созданный Пикаром и инженером Андрэ Боршбергом (Andre Borschberg) самолет был впервые представлен публике в конце июня 2009 года.
В 2011 году на Solar Impulse планируется совершить перелет через Атлантический океан и беспосадочные перелеты через континенты. Конструкторы надеются, что постепенное снижение веса солнечных батарей позволит брать на борт аппарата двух пилотов, которые, таким образом, смогут совершить беспосадочное путешествие вокруг света.

Отметим, что несколько лет назад инженеры британской военно-промышленной компании QinetiQ сконструировали самолёт на основе солнечных батарей, испытательный полёт которого длился более двух суток. Летательный аппарат Zephyr смог продержаться в воздухе в течении 54 часов.

Воздушное судно, пусть и неофициально, но побило рекорд продолжительности полёта для беспилотных аппаратов. Ранее он принадлежал реактивному самолёту компании Northrop Grumman RQ-4A Global Hawk, который широко использовался американскими вооружёнными силами в Ираке и Афганистане. Его рекорд, зафиксированный в 2001 году, составил 30 часов 24 минуты. Испытания Zephyr происходили в условиях полной секретности, поэтому официально его результат зарегистрирован не был, пишет Правда.Ру.

Размах крыльев Zephyr, выполненных из углеродного волокна, составляет 18 метров. Самолёт оборудован двумя пропеллерами и лёгким хвостом. На внешней части крыла расположены сверхтонкие солнечные батареи, которые обеспечивают зарядку двух серно-литиевых аккумуляторов.

Ещё раньше NASA тоже проводило эксперименты по созданию подобного самолёта. Модель Helios, разработанная специалистами агентства, обладала 130-метровым крылом и приводилась в движение 14 пропеллерами. В 2003 году, в ходе испытательного полёта, Helios попал в поток турбулентности и потерпел крушение в районе Тихого Океана, в результате чего проект Helios был приостановлен.

Между тем, как считают эксперты Международного энергетического агентства, солнечная энергетика к 2050 году может генерировать около 9 тысяч тераватт-часов, или 20-25% всего необходимого электричества, обеспечив сокращение выбросов CO2 на 6 миллиардов тонн ежегодно, передает РИА Новости.

В свою очередь, ученые показали, что при использовании полупроводниковых нанокристаллов, называемых квантовыми точками, можно вдвое повысить эффективность преобразования энергии солнечными батареями: с нынешних 30% до более чем 60%. Разработка ученых позволяет улавливать так называемые "горячие электроны" и использовать их энергию в электрической цепи, которая в современных кремниевых солнечных источниках энергии не может быть преобразована, а потому рассеивается в виде тепла.

В солнечных батареях электричество вырабатывается в результате возбуждения светом электронов в объеме полупроводника, например кремния, которые затем переходят в электрическую цепь. Однако, таким образом можно преобразовать чуть более 30% солнечной энергии, остальная часть спектра солнечного света имеет слишком высокую энергию, а потому приводит к образованию горячих электронов. Эти электроны, возбуждаясь, не переходят в электрическую цепь, а очень быстро передают свою энергию кристаллической решетке полупроводника и возвращаются в исходное "холодное" состояние. Это приводит к потерям солнечной энергии в виде тепла.