Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

Новый договор СНВ "завис" над Восточной Европой

Мир | 17.02.2010


Договор по стратегическим наступательным вооружениям готов на 97%, заявил начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров, передает РИА Новости. Начальник Генштаба напомнил, что комиссии двух стран уже не протяжении полугода работают над проектом нового договора об СНВ. Макаров добавив, что осталось согласовать некоторые больше технические моменты.


По его словам, в частности, речь идет о "взаимосвязи СНВ и ПРО". На переговоры влияют события в Восточной Европе, сказал Макаров. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов сообщил на прошлой неделе, что Вашингтон проведет переговоры с правительством Болгарии о размещении на ее территории элементов новой системы противоракетной обороны США. До этого о планах разместить у себя элементы американской ПРО сообщила Румыния. "Последние события в Восточной Европе в какой-то мере влияют на переговоры. Так или иначе, это найдет отражение в новом договоре", - сказал начальник Генштаба. Начальник Генштаба заверил, что в новом соглашении не будет допущено "ни одной позиции, наносящей ущерб Российской Федерации".

Срок действия договора между США и РФ о стратегических наступательных вооружениях истек 5 декабря 2009 года. К этому времени стороны не успели подготовить новое соглашение. В настоящее время переговорщики находятся на финальной стадии переговоров по документу.

Президент России Дмитрий Медведев и США Барак Обама на встрече в Лондоне 1 апреля 2009 года договорились начать переговоры для заключения нового соглашения по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Было решено, что стороны будут стремиться выйти на уровни сокращения СНВ, которые будут ниже, чем в Договоре о стратегических наступательных потенциалах (СНП).

СНВ-1 был подписан в 1991 году и обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до 6 тысяч. В 1993 году Россия и США подписали Договор СНВ-2, предусматривающий существенное сокращение межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок. Но в 2002 году Российская Федерация вышла из него в ответ на отказ США от Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

В 2002 году был подписан Договор о стратегических наступательных потенциалах (СНП), подразумевающий сокращение к 31 декабря 2012 года стратегических наступательных потенциалов СССР и США до 1700-2200 ядерных боезарядов. В прошлом году, 6 июля, президенты России и США договорились через семь лет после вступления в силу нового договора ограничить уровни для стратегических носителей в пределах 500-1100 единиц, а связанных с ними боезарядов - в пределах 1500-1675 единиц.

Что касается создания системы противоракетной обороны, то Обама 17 сентября 2009 года объявил о внесении изменений в планы ее создания. США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, но отсрочили их развертывание до 2015 года. До момента появления первых наземных объектов берега Европы будут патрулировать военные корабли США с ракетами-перехватчиками на борту.

В свою очередь, Генштаб ВС РФ выражает обеспокоенность планами расширения ПРО США в Восточной Европе в условиях, когда Россия выводит свои военные силы и средства из Калининградской области. По данным начальника Генштаба генерал армии Николая Макарова, в 2008-2009 годах РФ вывела из региона более 600 танков, 500 единиц БМП и БТР и около 600 единиц различных орудий и минометов. По его словам, Россия оставила в Калининградской области только ту группировку, которая необходима для поддержки боеспособности сил Балтийского флота.

Как отметил член Комитета Госдумы РФ по обороне Михаил Ненашев, США ведут себя очень странно: то просят Россию оказать давление на Иран, то обращаются к России с просьбой оказать военно-техническое сотрудничество в Афганистане, но одновременно с этим ведут себя крайне непоследовательно, организовывая давление на Россию.

Ненашев также отметил, что во всех структурах Госдумы РФ отношение к процессу размещения ПРО одинаковое. "Он считается враждебным и угрожающим интересам нашей страны, интересам обороны и безопасности. Мы не понимаем, зачем США нужна такая игра", - заявил Ненашев.

По словам старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Владимира Евсеева, возможное размещение ПРО в Румынии может свидетельствовать об ухудшении российско-американских отношений. Молдавский политолог Богдан Цыдря, в свою очередь, отметил, что размещение ПРО в Румынии нарушит стратегический баланс в европейской системе безопасности. "США действуют целенаправленно и в одном направлении: они продвигают военную и политическую инфраструктуру НАТО к СНГ и к России", - сказал он.

 Размещение элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Румынии не представляет угрозы для России и не изменит стратегический баланс между Москвой и Вашингтоном, однако подобная угроза может возникнуть в будущем - после того, как эти элементы ПРО будут модернизированы, считают российские эксперты. Со своей стороны официальная Москва уже заявила, что ждет от США объяснений по этому вопросу.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров