Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

Интернет-магазины заставят выйти из подполья

Общество | 14.04.2009



Концепция закона об Интернете поступила на рассмотрение в Госдуму. Ее автор придумал, как «обелить» интернет-торговлю. Предложено поделить глобальную сеть на две сферы – гуманитарную и электронную коммерческую. К первой следует отнести разного рода некоммерческие проекты, СМИ, обмен письмами. Этой сфере планируется предоставить максимум свободы. А электронная коммерческая деятельность, по мнению авторов концепции, должна регулироваться наравне с обычными коммерческими организациями.

Главным же признаком, по которому компания будет отнесена к тому или иному типу, будет являться цель извлечения прибыли в Интернете. Участник рабочей группы депутат Роберт Шлегель пояснил, что заработок на интернет-рекламе в данном случае к экономической деятельности относиться не будет, сообщает РСН.

Директор Международного исследовательского института Астамур Тедеев, который подготовил концепцию закона, предлагает признать коммерческой деятельность электронных платежных систем и интернет-магазинов. Такие организации должны будут публиковать на сайте название юридического лица, адрес и ИНН, что позволит самим компаниям оспаривать сделки, совершенные в виртуальном пространстве, в судах. А клиентам этих компаний будет проще предъявлять претензии к приобретенному товару. Также концепция закона об Интернете, предложенная Тедеевым, определяет такие термины, как "глобальная компьютерная сеть Интернет", "информационная сеть", "электронная экономическая и электронная коммерческая деятельность".

По словам председателя Правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, сейчас около 30 процентов интернет-магазинов на своих сайтах публикуют только номер телефона и адрес электронной почты. Вернуть купленный товар в такой магазин весьма проблематично. Также существует проблема персональных данных, оставляемых покупателями в базах х данных виртуальных торговых точек. Однако публикация сведений на веб-сайте магазина проблем не решит, считает Янин. По его мнению, необходим надзор со стороны государства, пишет Правда.Ру

В принципе, работа интернет-магазинов де-юре уже регулируется торговым законодательством, и каждый магазин обязан декларировать данные о себе в муниципальном образовании, на территории которого работает. Но не все следуют этим правилам, а контролировать их еще не научились: обычный магазин может быть проверен инспектором, а в случае с Интернетом ему прийти просто некуда. Недоверие покупателей к интернет-магазинам — большая проблема. Так что публикация регистрационных данных пойдет на пользу. Следующим шагом, по мнению экспертов, должна быть регистрация интернет-магазинов в государственных органах по месту нахождения юрлица (как для обычных магазинов) и, возможно, лицензирование.

А директор «Яндекса» (владеет платежной системой «Яндекс.деньги») по правовым вопросам Екатерина Фадеева не видит нужды в отдельном законе об Интернете — достаточно усовершенствовать текущее законодательство. Но, по мнению Шлегеля, закон нужен хотя бы для того, чтобы определить, что такое Интернет, после этого можно менять другие законы.

Поможет ли этот закон покупателям, еще не известно. Ведь и с обычными магазинами не все обстоит гладко. Обмен товара в обыкновенном магазине может превратиться в настоящее мучение. Есть магазины, которые внимательно следят за своим имиджем и бережно относятся к покупателям, есть же и те, для которых главное сбыть товар побыстрее. С Интернет-магазинами по сути такая же ситуация.

Разработать эту концепцию предложила партия "Единая Россия" осенью прошлого года. Тедеев утверждает, что в Интернете не может быть полного саморегулирования, но не должно быть и жесткого регулирования со стороны государства. Он предлагает взять в качестве основы интернет-регулирования принцип открытости информационного пространства, а не опыт Китая, Туркмении и Кубы. Тем не менее, некоторых экспертов законопроект все же насторожил. По их мнению, есть опасение, что принятие единого закона об интернете приведет к таким же ограничениям деятельности сети, как существуют в Китае, где, например, ограничен доступ к дневникам «Живого журнала».

Спорным остается вопрос: под какие конкретно статьи УК и КоАП должны подпадать теперь правонарушения в Интернете? Возможно, придется создать отдельный пункт закона, устанавливающий ответственность за преступления в интернет-пространстве. Недоумение вызывает тот факт, что законопроект, где так много места уделяется регулированию рынка, не был представлен на суд бизнес-сообщества. Эксперты полагают, что, если проект превратится в закон, работать он будет с трудом. Практика предъявления претензий владельцам ресурсов, зарегистрированных в другой стране, станет почвой для международных конфликтов и скандалов, что может негативно сказаться на развитии Рунета.

Гусакова Ирина
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров