Курсы валют: USD 24/03 57.5228 -0.1132 EUR 24/03 62.0959 -0.174 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.35 0.11% ММВБ 18:50 2051.04 -0.51%

"АвтоВАЗ" требует изолировать узбекских конкурентов

Страна | 10.04.2009



"АвтоВАЗу" мало обещаний премьера Путина о 20-миллиардной господдержке и повышения пошлин на иномарки – автопроизводитель намерен добиться от правительства ограничения импорта автомобилей своего конкурента – корейской Daewoo. Компания обвиняет Узбекистан, где осуществляется сборка Daewoo, в искусственном ограничении импорта российских автомобилей. Сейчас в Россию из Узбекистана ввозится около 100 тысяч Daewoo в год, аналитики связывают инициативу АвтоВАЗа с желанием завода расширить экспорт и ограничить проникновение конкурентов в Россию.

По сообщению директора "АвтоВАЗа" Алешина, банки Узбекистана регулярно задерживают конвертацию местной валюты (сум) в доллары или рубли (эти задержки достигают нескольких месяцев). В результате импортер автомобилей Lada в Узбекистан не может расплатиться с АвтоВАЗом за поставленные машины, что фактически означает остановку их ввоза в страну.

Эта проблема существует и у других компаний. В ОАО "Соллерс" (экспортирует в Узбекистан модели "УАЗ") подтвердили, что импортеры УАЗа в республику сталкивались с отказом узбекских банков конвертировать валюту. В "Соллерсе" тоже считают, что вопрос "необходимо решать на государственном уровне". В компании "Восток Лада плюс" (импортер марки Lada в Узбекистан) сказали, что узбекские банки отказывают в конвертации, ссылаясь на устное указание республиканского ЦБ. Эта проблема уже поднималась на заседании межправительственной комиссии России и Узбекистана в середине января, российскую делегацию возглавлял вице-премьер Сергей Иванов.

Если российская сторона не сможет убедить Узбекистан снять ограничения на импорт автомобилей в республику, АвтоВАЗ попросит министерства ввести ответные ограничения на импорт автомобилей Daewoo из Узбекистана в Россию. Пошлины на импорт в Россию новых иномарок недавно были повышены с 25 до 30%, но на импорт Daewoo они не е распространяются, поскольку между Россией и Узбекистаном действует соглашение о свободной торговле. Впрочем, по мнению экспертов, Россия вряд ли станет вводить пошлины против столь крупного торгового партнера, как Узбекистан, пишет Коммерсант.

Автомобили Daewoo, продаваемые в России, импортируются с узбекского завода "УзДэуАвто", который собирает их из машинокомплектов корейской GM DAT. Марка Daewoo - одна из популярных на российском рынке, по итогам 2008 года она стала девятой в общем рейтинге продаж. Объем сбыта Daewoo в России на порядок выше, чем продажи АвтоВАЗа в Узбекистане: 95,5 тысяч машин в 2008 году против 9 тысяч машин. Самые продаваемые модели Daewoo в России - это Nexia и Matiz, которые заняли 7-е и 11-е места в рейтинге в 2008 году. Но по итогам первого квартала Daewoo заняла в рейтинге 11-е место, показав падение продаж на 51% (при падении рынка на 40%).

Между тем в конце марта министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко дал неутешительный прогноз относительно российского автопрома. Так по его словам, падение российского рынка легковых автомобилей в 2009 году может составить до 60% по сравнению с 2008 годом. В сентябре-октябре прошлого года "АвтоВАЗ" оказался в кризисе из-за 60-процентного повышения цен со стороны металлургических заводов, вслед за которыми на 12% подняли цены поставщики компонентов, что существенно повысило себестоимость продукции автогиганта. По предварительным данным, по итогам 2008 года убытки компании составили 6,2 миллиарда рублей. В итоге, в январе этого года основные производства "АвтоВАЗа" были остановлены.

За январь-февраль 2009 года "АвтоВАЗ" продал в России 58,5 тысячи автомобилей марки "Лада", что на 37% меньше аналогичного периода прошлого года. За это время предприятие также изготовило 29,5 тысячи автомобилей и машинокомплектов, что на 77% меньше, чем за тот же период прошлого года. Выручка составила 9,8 миллиарда рублей, что на 58% меньше аналогичного периода 2008.

Читайте по теме: ФАС не устроили новые цены "АвтоВАЗа"

Напомним, не так давно руководство АвтоВАЗа обратилось к правительству России с просьбой разработать специальную программу помощи предприятию. На сегодняшний момент Волжскому заводу необходимо порядка 26 миллиардов рублей на погашение долгов перед поставщиками и кредиторами, а госгарантии он пока получил только на 10 миллиардов. В качестве помощи АвтоВАЗу рассматриваются варианты продажи активов завода государству, а также предоставление предприятию новых льготных кредитов под гарантии правительства РФ.

В то же время, автомобильная промышленность стала одной из первых отраслей, для которой российское правительство уже разработало и реализует ряд антикризисных мер. В целях стабилизации отрасли выделено шесть миллиардов рублей на возмещение части затрат по кредитам, полученным российскими организациями-экспортерами, а также 2,5 миллиарда рублей на субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным организациями автомобилестроения и транспортного машиностроения на технологическое перевооружение. Кроме того, были приняты меры таможенно-тарифного регулирования, направленные на защиту отечественных производителей автомобильной техники и техники специального назначения - повышены ставки ввозных таможенных пошлин на всю номенклатуру ввозимой автотехники, включая бывшую в употреблении, пишет Правда.Ру

Гусакова Ирина
Код для вставки в блог

Новости партнеров