Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 18:50 1085.75 1.18% ММВБ 18:50 1940.77 0.34%

Первый российский автозавод прекратил свое существование

Страна | 01.04.2009


Кризис стал причиной полной остановки одного из российских автозаводов - ОАО "Ижавто", подконтрольного группе СОК. Группа не сумела договориться о продаже завода АвтоВАЗу и теперь вынуждена уволить почти весь персонал завода, законсервировав мощности на неопределенный срок. Одной из причин остановки "Ижавто" стала девальвация рубля, в условиях которой закупать машинокомплекты для сборки корейской Kia стало нерентабельно. По аналогичной схеме в России работают ТагАЗ и заводы ОАО "Соллерс", сообщает РИА Новости.

О том, что самарская группа СОК намерена в апреле сократить 5 тысяч сотрудников ОАО "Ижавто", сообщил президент Удмуртии Александр Волков. После того как штат будет расформирован (с выплатой двухмесячного выходного пособия), мощности "Ижавто" будут законсервированы на неопределенный срок. Это первый пример полного закрытия одного из российских автозаводов из-за кризиса.

Группе СОК в условиях падения авторынка и девальвации рубля "стало неинтересно заниматься автосборкой". Kia отказывается снижать цену на отгружаемые машинокомплекты, и производство оказалось нерентабельным. С ноября завод терпит убытки на уровне 7 миллионов долларов в месяц. Глава АвтоВАЗа Борис Алешин вчера заявил, что также вел переговоры с Kia о снижении цены на машинокомплекты. Отказ корейцев стал одной из причин отказа АвтоВАЗа от покупки мощностей "Ижавто".

Остановка "Ижавто" может привести к его банкротству. Сейчас кредитная нагрузка завода близка к 12 миллиардам рублей, из которых 8 миллиардов рублей приходится на кредит Сбербанка. Кроме того, у "Ижавто" есть облигационный заем на 2 миллиарда рублей, техдефолт по которым был допущен еще в декабре. Группа СОК убедила держателей облигаций перенести дату их погашения на конец августа, пообещав, что состоится сделка с АвтоВАЗом. Вчера Алешин сказал, что "обсуждал с гендиректором "Ижавто" ситуацию на заводе, но АвтоВАЗ теперь ничем помочь не может, надо говорить с банками". В одном из федеральных министерств сообщили, что "обеспокоены ситуацией вокруг "Ижавто"", но сказали, что не занимались этой проблемой в ожидании сделки с АвтоВАЗом.

Источник в правительстве Удмуртии говорит, что опыт трудоустройства работников автозавода уже имеется: в 2006 году с предприятия было уволено около 7 тысяч человек. Однако в нынешних условиях переобучить людей и обеспечить работой будет значительно сложнее.

По схожей с "Ижавто" модели работает и ОАО "Соллерс" (подконтрольно гендиректору Вадиму Швецову), которое собирается модели корейского SsangYong и итальянского Fiat из машинокомплектов. Также работает таганрогский ТагАЗ (собирает корейские Hyundai). На ТагАЗе вчера получить комментарии не удалось, но завод уже останавливал конвейер, а источники "Коммерсанта" говорили о возможном "значительном сокращении персонала". В "Соллерс" вчера признали, что в условиях девальвации "закупка машинокомплектов стала менее привлекательной", и пояснили, что пытаются договориться с партнерами о снижении цен, а также постепенно локализовать выпуск иномарок в России.

Удорожание машинокомплектов из-за девальвации - главный риск, с которым сейчас сталкиваются автосборщики. "Соллерс" не будет останавливать производство, поскольку является эксклюзивным дистрибутором собираемых автомобилей, тогда как СОК недавно лишился статуса дистрибутора Kia.

Гусакова Ирина

Новости партнеров