Курсы валют: USD 26/05 56.0701 -0.2042 EUR 26/05 63.0116 0.0913 Фондовые индексы: РТС 18:50 1083.52 -0.37% ММВБ 18:50 1947.26 -0.24%

Россия не продаст Китаю истребители Су-33 для клонирования

Мир | 10.03.2009


Переговоры между Китаем и Россией о покупке палубных истребителей Су-33 зашли в тупик из-за разногласий о минимальном размере партии, сообщает во вторник агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на выходящий в Гонконге журнал Kanwa Defense Review. Издательство со ссылкой на источник в российской оборонной промышленности сообщает, что Пекин намеревался приобрести у России до 50 истребителей Су-33, но желал вначале ограничиться двумя самолетами в качестве "образцов".

“Су-33” - многоцелевой истребитель корабельного базирования с горизонтальным взлетом и посадкой. Был принят на вооружение в 1991 году, передает РИА Новости. Бортовое оборудование обеспечивает автоматическое обнаружение, опознавание, сопровождение и определение координат до 10 воздушных целей с автоматическим выбором наиболее опасной цели. Вооружение состоит из 30-мм пушки со скорострельностью 1800 выстрелов в минуту и подвесного неуправляемого ракетного и бомбардировочного вооружения, размещаемого на 12 внешних точках подвески. Максимальная скорость - 2300 км/ч. Практический потолок – 17 000 метров. Дальность полета - 3000 км.

По данным журнала Kanwa Defense Review, Россия отвергла это предложение, опасаясь, что Китай может использовать поставленные самолеты для того, чтобы скопировать технологию. Китай увеличил свое предложение до 14 истребителей, однако, по мнению России, такая партия не окупит издержек, которые понадобятся, чтобы привести боевые машины в соответствие со спецификациями китайской стороны, пишет журнал. Россия полагает, что такой заказ может быть рентабельным, если партия будет состоять не менее чем из 24 единиц, передает РИА Новости.

Опасения эти не беспочвенны, отмечает издание. Так, Китай еще 1995 году получил лицензию на производство 200 самолетов “Су-27” определенной модификации с российской авионикой, радарами и двигателями. Однако в 2006 году соглашение по 95 машинам Россия расторгла, поскольку китайские производители начали выпускать такой же самолет, но уже с собственной авионикой и системами.

В конце апреля 2008 года Россия официально уведомила Китай о том, что производство истребителей J11, копирующих российский Су-27СК, является нарушением межгосударственных договоренностей. Москва пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности. Прогресс может дорого обойтись отечественной оборонке - если китайцы научатся делать аналог Су-27 серийно, они легко вытеснят Россию с рынков третьих стран, пишет Правда.ру.

Одним соловом опыт “клонирования” самолетов Сухого у Китая имеется. Эта проблема, кстати, обсуждалась в декабре на 13-й сессии российско-китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Очевидно, что России крайне невыгодно, если в регионе появятся более дешевые китайские аналоги отечественных истребителей, которые сможет покупать, например, Пакистан.

В следующем году китайские военные планируют завершить строительство авианосца водоизмещением 48 000 т с обычной силовой установкой. К 2020 г. Пекин планирует принять на вооружение аналогичный атомный корабль водоизмещением 93 000 т. В настоящее время китайские конструкторы также работают над созданием палубных боевых самолетов, которые могли бы базироваться на новых авианосцах.

Сегодня Китай заинтересован в палубной авиации, ведь Пекин намерен в 2010 году достроить авианосец с обычной силовой установкой, а в 2020 году принять на вооружение корабль с ядерным реактором. Стоит отметить, что в течение 25 лет Китай закупил значительное количество бывших в употреблении и недостроенных авианосцев советского производства. По некоторым данным, они также могли использоваться для заимствования технологий производства. Некоторые корабли, как утверждают СМИ, Пекин планирует восстановить и поставить на вооружение флота.

Между тем, как пишет ChinaPRO, это уже не первый случай, когда срывается сделка на поставку российских самолетов в Китай.

Контракт на $1 млрд между ФГУП "Рособоронэкспорт" и китайским правительством на поставку в Китай 38 военно-транспортных самолётов ИЛ-76 МД и ИЛ-78 МК – также под угрозой срыва. Из-за того, что "Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова", с которым российская сторона (ОАО "НПО Сатурн") заключила договор на сборку самолетов, не уложилось в срок, китайцы самолетов не получили.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров