Курсы валют: USD 30/03 57.0241 0.0877 EUR 30/03 61.5347 -0.2755 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.91 -0.06% ММВБ 18:50 2023.71 -0.43%

Лоббизм сформирует "нравственную" бизнес-элиту?

Общество | 17.11.2008


В России могут узаконить лоббистскую деятельность. Соответствующий проект закона уже готовится. Этот закон предусмотрен национальным планом противодействия коррупции, который 31 июля подписал президент Дмитрий Медведев. До сих пор «посредническая» деятельность между представителями власти и бизнеса считалась полукриминальным делом и ассоциировалась исключительно с теневым оборотом денег. Многие эксперты скептически оценивают эффективность такого закона и полагают, что бизнес еще долго будет нуждаться в неформальном посреднике


Разговор о принятии российского закона, который регламентировал бы процесс лоббизма в нашей стране, идет давно. Первая попытка подготовки закона о лоббизме была предпринята в начале 90-х годов прошлого века. Легализация лоббистской деятельности тогда не состоялась. В 2003 году депутаты Борис Надеждин, Борис Немцов и Ирина Хакамада подготовили свой вариант закона, однако он, по мнению экспертов, носил популистский характер, и был отвергнут. Стоит отметить, что представленные ранее законопроекты во многом выглядели как калька с американского законодательства, что тоже вызывало бурю негодования. Кроме того, у нас немало людей теневым образом лоббируют чьи-то бизнес-интересы и получают за это неплохие деньги. Вероятно, они совсем были не заинтересованы в том, чтобы у них появились профессионалы-соперники, действующие открыто, потому и способствовали непринятию закона.

Лоббистские технологии чем-то схожи с технологиями пиара. Вот только зачастую бывает трудно отделить цивилизованную борьбу за чьи-то интересы от банального подкупа.  Если в ход идут подкуп, шантаж - то это преступление. А если некий депутат Госдумы отвечает, например, за программу дополнительного лекарственного обеспечения, являясь при этом владельцем крупного фармацевтического предприятия, - то это лоббизм.

В начале июля этого года СМИ сообщили о том, что в Государственную думу был внесен законопроект, предлагающий изменить принятый в 2006 году закон «Об игорном бизнесе». Предполагалось, что игорные заведения в нашей стране разместят только в четырех особых зонах – в Алтайском и Приморском краях, Калининградской области, а также на части территории Краснодарского края и Ростовской области. В других регионах с 1 июля 2009 года игровой бизнес должен прекратить свою деятельность. Авторы законопроекта предложили перенести срок вывода игорного бизнеса в особые зоны на три года – до 1 июля 2012 года и предоставить региональным властям, в частности в Москве и Татарстане, сохранить у себя казино, объясняя это приличными налоговыми поступлениями в местные бюджеты. Скорее всего, дело было не в пополнении бюджетов, просто сами владельцы казино, имеющие приличные прибыли, не захотели сниматься с насиженных мест. Можно предположить, что они лоббируют и будут продолжать активно лоббировать изменение закона «Об игорном бизнесе» в собственных интересах. Но бороться с ними в правовом поле при отсутствии закона и даже законодательно определенного понятия лоббистской деятельности невозможно. С юридической точки зрения лоббизма в России нет. Ну а на нет, как говорится, и суда нет.

Кстати, в Свердловской области уже готовят свой закон "О лоббистской деятельности". Согласно разработанным положениям, отныне "лоббистская деятельность будет осуществляться только теми лоббистами, которые аккредитованы в органах госвласти". Аккредитация будет осуществляться в уведомительном порядке — лицам, претендующим на право отстаивания чьих-либо интересов, придется "направлять депутатам палат законодательного собрания области на имя председателя палаты" или "органам госвласти на имя их руководителя" соответствующее уведомление "за десять дней до начала лоббистской деятельности". Под ней в документе понимаются "встречи и переговоры с должностными лицами и депутатами законодательного собрания", "участие в рабочих совещаниях", а также "получение от органов госвласти необходимой информации и документов". Депутатам, выборным и назначенным должностным лицам осуществлять лоббистскую деятельность будет запрещено. 

Сторонники принятия закона о лоббистской деятельности приводят зачастую веские аргументы. Якобы пора уже начинать выстраивать цивилизованные отношения между властью и бизнесом. Ведь многие из решений отражаются на экономике, могут способствовать экономическому росту или, напротив, тормозить, а то и просто ликвидировать целые отрасли или ставить под угрозу существование отдельных групп предпринимателей. Прежде всего, это касается налоговой сферы, таможенного регулирования, различных льгот и преференций, формирующих инвестиционную активность и направления движения капитала. Бизнес не только хочет влиять на политику, но и имеет на это право: предприниматели рискуют, вкладывая свои деньги в производство товаров и услуг, создают рабочие места, знают и чувствуют проблемы экономики и могут выступать экспертами в отношении последствий принятия тех или иных законов.

Сейчас существует даже нравственная составляющая закона о лоббизме, поскольку формируется новая российская элита, которая дорожит своей репутацией. И сегодня в мире бизнеса доверие, социальный капитал начинают играть не меньшую роль, чем капитал финансовый. Для многих из новых российских предпринимателей использование «черных схем» не просто рискованно, но и недопустимо. Такие бизнесмены новой формации поддерживают идею легализации лоббизма.

С принятием закона «черное» лоббистское давление на власть станет не просто аморальным поступком, а уголовно наказуемым деянием. А вот в борьбе с «черным» лоббизмом не будет лучшего контролера, чем конкуренты. И российский закон о лоббизме станет не только оружием в этой борьбе, но и мощным сдерживающим фактором для всех любителей закулисных коррупционных игр.

Гусакова Ирина
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров