Курсы валют: USD 23/05 56.4988 -0.6614 EUR 23/05 63.1713 -0.4766 Фондовые индексы: РТС 18:50 1083.58 -0.38% ММВБ 18:50 1950.51 -0.61%

Владимир Высоцкий: «Когда я отпою и отыграю…»

Общество | 03.12.2007


В канун 70-летия знаменитого барда и актера Владимира Высоцкого (он родился 25 января 1938 года) среди его поволжских поклонников разгорелись жаркие дебаты по поводу другого юбилея: в 2007 году исполнилось 40 лет концертной деятельности Высоцкого. С первыми сольными концертами тогдашний малоизвестный бард приезжал именно в Куйбышев (город был позже переименован в Самару). По воспоминаниям современников, у Высоцкого в Куйбышеве в мае 1967года поначалу прошли два «пробных», небольших концерта: в местной филармонии и в городском клубе им. Дзержинского.

Однако, как признавались поклонники, те майские концерты 67-го прошли в Куйбышеве весьма скромно, практически не оставив заметного следа. Зал филармонии был, к сожалению, далеко неполным. Картина в клубе им. Дзержинского была аналогичной: «Тогда куйбышевцы больше шли на афишу популярного в те годы молодежного клуба «ГМК-62», а не на малоизвестного барда», - признавались очевидцы. Высоцкого зрители знали совсем мало, но уже осенью того же года, после выхода на экраны художественного фильма «Вертикаль», о талантливом актере узнала вся страна. И попасть во Дворец спорта было весьма непросто.

Как показала история, знакомство с Высоцким в Куйбышеве не прошло бесследно: 29 ноября того же года он уже выступал перед многотысячной аудиторией Дворца спорта. «И, надо признаться, концерт прошел при полном аншлаге», - рассказывал организатор концертов Всеволод Ханчин. Его выступления в большинстве своем не были экспромтом. Актер прекрасно понимал, что каждое его слово фиксируется на пленки, которые многочисленным тиражом расходятся по стране. Поэтому сбой или промашка на сцене для него были невозможными. Концерты его всегда были четко отработаны, Высоцкий знал их, как роли в своих спектаклях.

Свои первые песни Высоцкий написал в начале 60-х годов. Это был репертуар в стиле "дворовой романтики" и не воспринимался всерьез ни самим Высоцким, ни теми, кто его слушал. А спустя несколько лет, в 1965-м, он написал знаменитую "Подводную лодку" («Лечь бы на дно, как подводная лодка, Чтоб не могли запеленговать!»), о которой впоследствии вспоминали: "Подводная лодка - это было уже всерьез. Именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась".

Многолетний спутник и хороший знакомый Высоцкого, известный самарский яхтсмен Всеволод Ханчин впоследствии описал самарские события в книге, посвященной барду, - «Когда я отпою и отыграю». Его книга стала хорошим памятником знаменитому артисту. Имени любимого барда Ханчин посвящает в Самаре и ежегодные парусные регаты, в которых участвуют и взрослые опытные спортсмены, и начинающие. А 29 ноября этого года почитатели творчества Владимира Высоцкого собрались в Самаре вместе, чтобы услышать и вспомнить о его первом сольном «стадионном» концерте – о том событии, которое стало памятным не только в жизни поэта, но и в культурной жизни всего Поволжья.

В самарском клубе-ресторане «Олимп» торжественно и красочно прошел вечер памяти, посвященный 40-летию концертов Высоцкого, его подготовили активисты городского «Центра-музея В.Высоцкого» и «Фонда памяти В. Высоцкого». Ханчин вспоминал, как день в день, 29 ноября 1967 года, 40 лет назад, в Самаре, он представил 6-тысячному залу малоизвестного тогда барда. Это было время первых сольных концертов артиста, ставшего впоследствии для страны «знамением времени».

Тогда Владимир Высоцкий впервые в своей жизни выступал на огромном стадионе. По словам Ханчина, запрещенному барду таких площадок ранее не предоставляли, да к тому же к запрету концертов Высоцкого со стороны обкома партии, КГБ и управления культуры, в те дни прибавился и отказ самого поэта выступать перед такой огромной аудиторией, - признавался Ханчин. Ему, Ханчину, фактически пришлось прибегнуть к обману: по телефону он, тогдашний организатор выступлений, сказал Высоцкому, что на гастролях в Куйбышеве …будет обычный зал. Бард приехал и буквально онемел от неожиданности, зато потом с восторгом вспоминал эти концерты, в буквальном смысле ставшие трамплином к его стремительной карьере.

Самара помнит безвременно ушедшего из жизни барда. Нужно отметить, что вечера, посвященные творчеству Высоцкого, стали в Поволжье традицией. Например, 35-летию концертов Высоцкого был посвящен вечер в том же «Олимпе», который организаторы назвали весьма символично: «Место встречи изменить нельзя».... Тогда Всеволод Ханчин пригласил всех присутствующих на 40-летие концертной деятельности… И вот они снова собрались на спектакле-концерте «Наш Высоцкий» - по произведениям барда в исполнении актеров из Санкт-Петербурга Михаила Новицкого и Татьяны Голубчик. Прозвучало 13 разных песен - как маленьких мини-спектаклей: веселых, грустных, озорных.

Кстати, о деньгах. Ходили многочисленные слухи о заламывании Высоцким цен за свои концерты. Чаще всего таким способом, дескать, оправдывались трудности устройства подобных концертов. Зная Высоцкого, трудно было в это поверить, - признавались многие организаторы.

- Дело в том, что с Владимиром Семеновичем о деньгах разговаривать было нельзя, – вспоминал один из них. - Думаю, что вопрос о стоимости концерта оскорбил бы его и обидел. Безусловно, деньги за концерт платили — через посредников, цены были весьма умеренные, не более 1 рубля за билет. А если у кого-то и были какие-то перегибы, то это, скорее всего, было связано с корыстной политикой посредников, старавшихся максимально заработать на концертах барда...

Беликов Андрей
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров