Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 23.10.2017 : 57.5118
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 23.10.2017 : 67.8927
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 23.10.2017 : 75.5302
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 23.10.2017 : 45.0777

Общество

Российские ученые открывают тайны затонувших кораблей.

О том, что наши предки отважно плавали по морям и рекам, знают все. А вот о секретах навигации и технического построения судов, на которых они бороздили водные просторы, современники мало что знают. Завесу тайны попытались приоткрыть волховские ученые и исследователи, обнаружившие на дне более 40 старинных судов.

Поиски велись в течение двух лет. За время, проведенное на дне морских глубин в Ленинградской области, водолазы обнаружили 17 старинных кораблей из дерева и 24 – на территории Новгородской области: в районе Грузина, Селищ, Змейска и Котовиц. У Селищ и Мясного Бора исследователи наткнулись на военные суда, затопленные, по предположению ученых, во время Великой Отечественной войны. Самая крупная находка водолазов оказалась длиной в 14 метров, его ширина – 2,9 метра. Корпус второго морского богатыря имел длину 12 метров и ширину – в 2,5 метра. Им оказалась так называемая ильменьская сойма, которая на протяжении 500 лет являлась основным судном у древних новгородцев, сообщает ИД «Провинция»

- К сожалению, в памяти современников живы, в основном, лишь названия древнерусских судов, - рассказал руководитель проекта Андрей Лукошков. – Это струг, насад, ушкуй, учан, карбус, лодья (именно так, через «о»). – Но, к сожалению, ученые могут только догадываться, как выглядели некоторые из них.

Из найденных судов только один тип корабля повторился дважды, остальные оказались «эксклюзивами». Все разные. Дело историков и исследователей - выяснить, к какому типу принадлежит каждая находка. Только тогда будут устранены белые пятна в истории древнерусского судостроения, а также речного ремесла, процветавшего в древнем Новгороде, - считают волховские исследователи.

Российские ученые поведали о технологии поиска затонувших кораблей. Сначала в ход шел гидролокатор: он подробно зондировал дно водоема. Когда ученые получали изображение рельефа дна, под воду опускали водолазов. Исследовали глубины лучшие специалисты, рекордсмены подводного плавания Роман Прохоров и Игорь Галайда, которыми накоплен большой исследовательский опыт в Финском заливе и Ладожском озере. Корабли, которые ушли глубоко в грунт, - констатировала экспедиция, - сохранилась лучше, чем те, что десятилетиями покоились на поверхности речного и озерного дна. К большому разочарованию ученых, эти, вторые, оказались сильно разрушенными.

Найденные суда были подробно обследованы и замерены. Их небольшие фрагменты в процессе работы подводники доставляли на сушу. Первый вопрос, адресованный ученым, был, конечно же, про речные клады: «Не оказалось ли их на тех кораблях, что бороздили наши реки в древности?» На что подводники резонно отвечали: «Кораблекрушение на реке – к счастью, не тонущий корабль в море. Люди, как правило, успевают спастись и спасти личные вещи».

Ученые не были разочарованы: любопытная находка все же была обнаружена экспедицией! Ею стал якорь-крепыш одного из баркасов, который оказался старше судна примерно на полтора столетия.

К слову сказать, живет в Великом Новгороде и подкрепляется из года в год одна заманчивая идея. Капитан-директор Клуба юных моряков Николай Варухин вместе с коллегами предложил новгородскому губернатору поддержать идею создания музея затонувших кораблей. Поговаривают, она заинтересовала руководство области.

- В Европе есть многочисленные примеры создания аналогичных музеев, они привлекают внимание многих туристов. Чем мы хуже? – говорит он. – Проблема заключается лишь в том, чтобы найти средства для поднятия древних судов на поверхность. Это сделать реально, хоть и нелегко. Их разбирают и достают по частям, затем фиксируют сборку. Тогда реликвии не разрушатся!

Николай Варухин уже присмотрел и место для уникального музея: на городской набережной Великого Новгорода, возле Клуба юных моряков. Идеей создания музея заинтересовались и члены местного клуба подводного плавания. Так что, возможно, в недалёком будущем волховский берег вновь украсят древние корабли. А исторические названия древнерусских судов - струг, насад, ушкуй – не только обретут свои зримые очертания, но и вернутся в речь тех новгородцев, которые знают и любят свою историю.

Image

Как служилось в советском стройбате

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.