Курсы валют: USD 26/05 56.0701 -0.2042 EUR 26/05 63.0116 0.0913 Фондовые индексы: РТС 18:50 1083.52 -0.37% ММВБ 18:50 1947.26 -0.24%

Москва увидела «Тиски» Тодоровского и «Джоконду на асфальте» Наумова

Общество | 19.11.2007


Драма Валерия Тодоровского «Тиски», снятая при поддержке Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ , своего рода - «подкожный бит» - любовь и дурь. Фильм-участник «Кинотавра» и претендент на звание лучшего хита года. Своей новой картиной именитый режиссер, автор «Подмосковных вечеров» и «Страны глухих», дал сокрушительный ответ «дюже динамитной комедии» на аналогичную тему – «Антидурь». Кроме того, железным характером «Тиски» обязаны исполнителям главных ролей - Федору Бондарчуку, Алексею Серебрякову и Максиму Матвееву.

Модный провинциальный диджей Дэн в исполнении Матвеева, фанатично увлечен музыкой, работает в клубах, обитает в съемной двухэтажной квартире с красоткой из благополучной семьи – словом, ведет богемный образ жизни, окутанный ореолом влияния творческой интеллигенции Амстердама - и, конечно, мечтает переехать в Москву. Однако, после неудачной попытки, мечта отправляется ко всем чертям, а Дэн возвращается в родное «болото». И на следующий день, когда в очередной раз нечем платить за жилье, хороший парень попадает в плохую историю – становится невольным соучастником кражи партии экстази с целью быстрого заработка. Дерзость неопытного в таких делах Дэна сильно расстраивает местного авторитета Вернера в лице Федора Бондарчука, а потом и следователя Дудайтиса, которого играет Алексей Серебряков.

Как здесь не вспомнить крылатую фразу героя «Рекрута», подходящую под все, что славно начинается, но скверно заканчивается – «И все это начнется с одного проклятого Мартини»? На протяжении фильма Дэн отчаянно пытается выйти из игры, но как это сделать с наименьшими потерями, не знает. Тем самым, диджей оказывается, словно, в тисках между двумя враждующими сторонами - бешенным, безбожно пьющим, к тому же, до мозга костей неподкупным майором Дудайтисом: «Ты ж не мразь, помоги мне его взять, сынок!» и наркодилером с философским взглядом на жизнь и на смерть Вернером: «Ты им жизнь продаешь на час – яркую, мощную!» Можно сказать, «Тиски» - жесткий, правильный фильм, который прочищает мозги лучше всякой дури.

События картины, шокирующие своей откровенностью, не только показывают «кухню» злободневной проблемы, но, вместе с тем, и раскрывают личности героев. Так, например, доходящая до тирании, одержимость майора сцапать Вернера объясняется вовсе не стремлением к правосудию, а личным мотивом – жаждой мести. Эпизод, когда Дудайтис демонстративно закатывает рукав и признается Дэну, что тоже сидел на игле, говорит сам за себя: «Я из-за этой дряни половину жизни не помню!». Вернер, в свою очередь, проявляет к мальчишке, едва ли не отеческие чувства – делает его управляющим своего клуба, приглашает в дом и сватает ему свою младшую сестру: «Если со мной что случиться, Тайка – на тебе».

Вообще, тема любви у Тодоровского на фоне самых разных событий – что бы не происходило - прослеживается всегда весьма элегантно. Когда у Дэна начинаются большие проблемы со своей девушкой, Вернер произносит банальную, но справедливую фразу – «Если любит – не уйдет и не отпустит. А если условия ставит - это уже не любовь». И оказывается прав. Пассия диджея, хоть и вылитая русская версия Умы Турман на лицо, но, по сути, выходит распоследней дрянью – выслушав чистосердечные признания любимого о том, в какое дерьмо он вляпался, закатывает сцену ревности, собирает вещички и сваливает в Москву. В то время, как сестра Вернера, Тая, похоже, действительно, любит. И не удивительно, что после просмотра этого фильма как-то само по себе возникает желание взять близкого человека за руку.

«Я уже давно собирался снять довольно жесткую картину» , — говорит Валерий Тодоровский, — «Хотелось уйти немного в сторону от своего кино, которое — на мой взгляд, все больше — камерное и мягкое. А мне хотелось сделать заметный шаг в сторону сильного драйва. И сценарий «Тисков» был как раз таким шансом – возможностью воплотить яркий экшн – с драками, погонями, взрывами. Но с другой стороны, все равно – это мое кино, в котором, главным образом, выстроены человеческие судьбы и человеческие истории».

Одновременно с драмой Тодоровского на экраны вышел семейный кино-перфоманс Владимир Наумова «Джоконда на асфальте», о котором сам режиссер говорит, как о «трагикомедии с любовной и криминальной линиями, с философскими мотивами и элементами комедии абсурда». Это первый фильм мастера после шестилетнего молчания. В главных ролях снялись жена Наумова – актриса Наталья Белохвостикова и их дочь – Наталья Наумова. Уже во время просмотра возникают вопросы – о чем кино и зачем кино?

Дочь крупного и влиятельного бизнесмена Ольга два года назад похоронила, погибшего в Чечне мужа. Но любовь к нему не угасла, а напротив, словно претворилась в культ верности молодой женщины. Не смотря на все попытки ухажеров – сослуживца по работе Кирилла и партнера отца по бизнесу Кости - завоевать ее сердце, Ольга остается холодна и безразлична. Смысл жизни для нее – в памяти о муже, порой доходящей до абсурда. И теперь даже личные вещи покойного супруга обретают в сознании Ольги некую святость. А на вполне справедливую реплику поклонника – «Нельзя жить с мертвым», она с отрешенным видом отвечает лишь одно – «Я только с ним и жила… А теперь?», и продолжая говорить уже, как будто сама с собой – «Везде вы, кругом только вы, повсюду вы, вы, вы!» Но, Константин, потерявший голову от любви к Ольге, вдруг прекращает причитать и начинает действовать, совершая безумные поступки. Сначала – дурацкие, зато невероятно романтические, например, дарит любимой спиленную яблоню. На что та, заламывая руки, восклицает – «Как же мне все это надоело, меня просто передергивает от ваших выходок!». Или выписывает из Венеции гондолу, чтобы пустить ее по Москва-реке. Однако, потом поступки поклонника становятся все более серьезными, доказывающие его искрение и сильные чувства, ради которых, он способен пожертвовать не только своими надеждами, но и самой жизнью.

«Джоконда на асфальте» - кино «не для всех», которое либо сразу приковывает внимание зрителя, либо вызывает недоумение – «зачем?» И рассчитано не столько на зрительское понимание, сколько на созерцание. «Это не просто бомж. Это бомж эпохи Возрождения», - с придыханием произносит героиня фильма, как бы определяя дух и настроение фильма. И если поначалу создается ощущение, будто смысл картины остался за кадром, а сам замысел, как нечто личное - за пазухой режиссера, то постепенно, на фоне большой и разной Москвы, раскрывается суть человеческих отношений. В ролях: Наталья Наумова, Наталья Белохвостикова, Валерий Сторожик, Даниил Страхов, Армен Джигирханян, Александр Адабашьян, Борис Щербаков, Михаил Мамаев.

Владимир Наумов признался Newsinfo в том, что еще никогда не оставался довольным своими фильмами: «Только дураки всегда всем довольны. Я знаю режиссеров, которые пребывают в абсолютном восторге от своих картин – снимают, смотрят, что получилось, и нарадоваться не могут. Я – не такой. И оцениваю свои фильмы, как художник кинематографа – критически. Режиссеру приходится проносить свои идеи через множество препятствий, поэтому и достичь задуманного на 100 процентов, практически, невозможно. «Джоконда на асфальте» - не исключение. К примеру, нам не удалось снять много интересных эпизодов, которые бы украсили картину. То машина сломалась, то не приехал нужный человек, то пленку вовремя не привезли, то погода подвела. И, конечно, играет роль – настроение. Зато в картине мы немало импровизировали. Получилось такая душевная трагикомедия с элементами абсурда – попытка понять ускользающую красоту момента. Перед тем, как приступить к работе над «Джокондой», я собирался снять фильм с Мастрояни. Но мэтр сначала долго болел и не мог приехать в Россию, а потом ушел из жизни. Были предложения других кандидатур на его роль… Я отказался.

Исполнительница главной роли и жена Наумова, актриса Наталья Белохвостикова поделилась с Newsinfo своими впечатлениями не только от премьеры картины: «Перед премьерным показом мы очень волновались – все-таки у моего мужа был большой перерыв в работе… Но все прошло замечательно. На премьере были наши друзья - Войнович, Генрих Боровик, Владимир Хотиненко и многие-многие другие, не менее любимые и дорогие мне люди. Говоря о своем отношении к самому фильму, я, как супруга режиссера, конечно, не могу быть объективной… На мой взгляд, фильм удался. Но здесь важно отметить то, что я всегда и с самого начала понимаю Владимира Наумовича, понимаю его идею и замысел – мы ведь, родные люди. Мне очень понравилась работа нашей дочери. Наташа замечательная актриса. Жаль только, что почти не снимается – отклоняет одно предложение за другим… Но с другой стороны, я рада, что она сейчас увлечена режиссурой. Наташа – талантлива и одержима своим делом. Это главное. А я, как профессиональная актриса и как мать, стараюсь не вмешиваться в ее жизнь, в ее работу».

Беликов Андрей
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров