Курсы валют: USD 23/05 56.4988 -0.6614 EUR 23/05 63.1713 -0.4766 Фондовые индексы: РТС 18:50 1083.58 -0.38% ММВБ 18:50 1950.51 -0.61%

В Москве открыта сенсационная выставка бездомных

Общество | 14.11.2007


В музее творчества аутсайдеров открылась выставка картин профессиональных безработных – алкоголиков, душевнобольных и бомжей – «Художник без причины». 110 рисунков выполнены в разных стилях, далеких от классического канона. На первый взгляд – милая мазня ребенка, с другой – личностный сюр. Помогли состояться этой акции Департамент социальной защиты населения города Москвы, социальная гостиница для бездомных людей "Марфино" и общественная организация «АГАПЭ».

Сам музей творчества аутсайдеров – уже произведение альтернативного искусства. А что же еще может находиться в доме с кованой черной дверью и черными окнами? Интерьер, тонущий в подвальном полумраке, представляет собой эдакий средневековый трэш – художественную помойку, собранную из всего, что попало под руку или было найдено на свалках. Все это наводит на мысль, что цивилизация здесь не пройдет. К тому же, черное нутро придает помещению некую мрачную таинственность. Разве что, соответствующей музыки не слышно, чтобы бесповоротно проникнуться ощущением чего-то явно нехорошего.

О музее рассказывает Newsinfo его директор Владимир Абакумов:

«Наш музей создан примерно 12 лет назад и насчитывает 17 коллекций картин, коллажей и скульптур, которые являются продуктом творчества людей, как мы говорим, с психиатрическим опытом. Это необязательно постоянные пациенты психбольниц. Ведь у 70 процентов населения страны есть психический диагноз. Началось с того, что в конце 80-х годов мы с друзьями создали общественную организацию – Гуманитарный Центр, которая осуществляла различные проекты в области культуры – от театральных акций до выставок современного искусства. Родилась мысль сделать и выставку творчества душевнобольных с таким жалобным названием – «Мы тоже творим». Открыли ее в музее медицины при институте Склифосовского. На наше удивление выставка произвела настоящий фурор и вызвала большой интерес у широкой публики, прессы и телевидения. Выставка начала жить и гастролировать по всей территории тогда еще СССР. Приходили врачи, родственники больных, сами авторы и предлагали расширять коллекцию. Начинали мы с 60-70 экспонатов, а на сегодняшний день их собралось 4 тысячи.

В середине 90-х годов, когда наша выставка уже успела побывать в Швейцарии и в северной Америке, мы встретились с искусствоведами, которые давно занимаются подобными формами самовыражения и рассматривают их не с точки зрения социального проекта, переходящего в медицину и психиатрию, а, именно, как искусствоведческую категорию. Мы узнали также, что всему этому есть французское название – «брют-арт» или английское – «аутсайдер-арт». И с того момента мы постарались пересмотреть нашу коллекцию и развивать ее уже в рамках понятия – «аутсайдер-арт». А в 1999 году получили это помещение – бывший, разоренный кризисом, магазин – и создали музей. Музей, в котором нет дизайна, как такового. В этом еще одно проявление «аутсайдер-арта» - произведение, созданное из того, что оказывается под рукой, бросается в глаза или находится на помойках. Стол, за которым мы сейчас сидим – тоже приобретение на помойке. Все сделали сами, с оглядкой на содержание, на идею музея. И никаких, упаси боже, дизайнеров.

Говоря о наших коллекциях, замечу, что творчество душевнобольных – это некая руда, в которой могу быть блестки золота – то, что имеет эстетическую ценность. В этом и заключается питательная среда душевнобольных, откуда берутся произведения «аутсайдер-арт». Но не только. Человек может не иметь никакого психиатрического диагноза, но, вместе с тем, он минимально адаптирован к общественной жизни. По разным причинам. Многие живут спиной к миру по собственному желанию. Они создают в голове свой мир и живут преимущественно в нем, воплощая свои мысли и чувства в творчестве.

Один из таких людей – ярчайший пример и классик «аутсайдер-арта» - американец Генри Даргер, скончавшийся в 80-х годах. Он был недоразвитый с детства и до конца своих дней проработал вахтером в больнице. Но на протяжении 56 лет он писал книгу о приключениях девочек в стране Вивьен - 19 тысяч рукописных страниц - и рисовал к ней многометровые иллюстрации. Это его выдуманный мир и выдуманные события. И только за год до смерти сосед – художник обнаружил ее, благодаря чему творчество Даргера стало достоянием других людей, стоит теперь огромных денег и кочует по крупнейшим музеям мира.

Вообще, настоящий аутсайдер никогда не проявляет особого интереса к участию в выставках, к публичности. Однако, как только произведение такого автора – выплеск его внутреннего мира – попадает под стекло и в рамку, человек начинает меняться. Видимо, приходит осознание причастности к искусству. С одной стороны, это большой плюс – появляются новые силы и мотив к творчеству – терапевтическая функция «аутсайдер-арта» работает на человека. Но! С другой стороны, как только появляется мысль о том, что его труды увидят другие люди, он перестает делать спонтанные вещи и начинает просчитывать свое творчество с оглядкой на оценку со стороны».

В эти дни музей творчества аутсайдеров предоставил зал для выставки «Художник без причины», о которой Newsinfo рассказала одна из ее организаторов – Марина Харламова:

«Здесь представлены 110 работ бездомных мужчин. Да, авторы картин – именно мужчины – среди бомжей их гораздо больше, чем женщин. Рисуют, главным образом, красками, но без кисточек – пальцами. Кстати, такую технику можно считать новым направлением в искусстве. Все начиналось, как арт-терапия – очень эффективный метод в медицине. Но искусствовед, который однажды увидел работы, сказал, что это – красиво и должно быть оформлено в рамках произведения искусства, посоветовал организовать выставку. Один из наших авторов приехал с Дальнего Востока. Владимир попал в аварию, после которой у него ампутировали обе ноги. До несчастного случая было все – семья, дети… Но пока лежал в больнице, жена ушла. Он приехал в Москву, поселился в социальной гостинице и начал рисовать. Как окреп, уехал домой. Или другой случай. Художник, который сейчас проживает в той же социальной гостинице – образованнейший человек, переводчик, объездил весь мир. Но во время перестройки компания, где он работал, исчезла вместе со всеми его документами. А вот этот чудесный райский остров с пальмой нарисовал конченый алкоголик. Наверное, у наших подопечных где-то есть родственники, но они не объявляются. Поэтому, потерянным мужчинам приходится обитать в этой гостинице – бывшим москвичам разрешают жить до года, но в морозы берут всех. Условия проживания просты – в половине восьмого утра всех выпроваживают. Вернуться можно только в шесть вечера. Бездомность молодеет, и средний возраст бомжей - от 25 до 60 лет. Там же они и рисуют – в группах поддержки, которые мы проводим три раза в неделю. И через творчество, которое, как известно, положительно влияет на стрессы, каждый пытается решить свои проблемы, обрести мир… «Я сюда прихожу за ложкой радости», - говорит один из наших художников. Кстати, обратите внимание на замечательную картину с вороной – подарок французских коллег («Ворона» и вправду великолепная, похожа на нашу «пластилиновую ворону», которую выкупали в краске, – прим. автора)…»

Выставка «Художник без причины» продлиться до 18 ноября. Адрес музея творчества аутсайдеров: метро «Первомайская», Измайловский бульвар, д. 30. Вход бесплатный.

Беликов Андрей
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров