Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 20.10.2017 : 57.2721
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 20.10.2017 : 67.3577
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 20.10.2017 : 75.519
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 20.10.2017 : 44.8784

Общество

"Служебный роман" длиною в три десятка лет

Авторы пьесы "Сослуживцы" кинорежиссер Эльдар Рязанов вместе с драматургом Эмилем Брагинским в конце семидесятых годов дали согласие литературно-драматической редакции Центрального телевидения экранизировать свою пьесу. Но телеверсия авторам не понравилась, и они решили написать сценарий для художественного фильма.

Пьесу "Сослуживцы" авторы писали немногим более месяца, так что написать киносценарий много трудов не составило. Фильм-шедевр под названием "Служебный роман" советские зрители увидели впервые 26 октября 1977 года. По авторскому замыслу, в киноверсии были изменены образы некоторых героев. Многое дорабатывалось на съемочной площадке.

По данным ФОМ, когда фильм идет по телевидению, канал, на котором он демонстрируется, собирает самую большую аудиторию.

Главный талант Рязанова как комедийного режиссера открыл Иван Пырьев. В 50-е годы XX века классик советского кино предложил выпускнику ВГИКа, ученику Григория Козинцева Рязанову снять кинокомедию, но молодой режиссер отказался. Пырьев предложил во второй раз, и в третий, и в четвертый, но только на пятый - Рязанов согласился. В 1956 году Эльдар Рязанов снял "Карнавальную ночь", а потом и другие признанные лучшими кинокомедии.

У Эльдара Александровича не было проблем с выбором актрисы на роль главной героини кинофильма. Для роли Калугиной он сразу остановился на Алисе Фрейндлих. Алиса Бруновна, как известно, живет в Петербурге, но руководство театра безоговорочно отпускало ее на съемки, и – наоборот- со съемок она постоянно отлучалась в театр: жила между Москвой и Ленинградом в поезде "Красная стрела", как говорила позже сама актриса.

Пригласил Рязанов для съемок и Андрея Мягкова, очаровавшего зрителей ролью в кинофильме "Ирония судьбы…" С выбором этого актера режиссер также не ошибся. Зритель уже знал, что актер сможет воплотить самый невероятный замысел режиссера. А приглашенный для участия в фильме Олег Басилашвили, с которым режиссер также работал немало, настаивал, чтобы Новосельцева сыграл он. Ему не хотелось играть роль Юрия Самохвалова, но в процессе работы он все же признал, что Рязанова чутье не обмануло. Олегу Басилашвили так же, как и Алисе Фрейндлих, пришлось жить на два города, постоянно уезжая в Ленинград на спектакли и репетиции.

В 70-е годы прошлого века многие киноактеры мечтали сниматься у Эльдара Рязанова. И для Людмилы Ивановой, узнавшей от жены Андрея Мягкова, что ей предложена роль в новом фильме Эльдара Александровича, эта новость стала радостным подарком. По иронии судьбы, Людмила Иванова была в то время председателем месткома театра "Современник", наверное, поэтому она так убедительна в роли общественницы Шурочки, которая постоянно собирала то 30, то 50 копеек по различным радостным и печальным поводам.

На площадке Рязанов разрешал всем актерам импровизировать. Актеры играли вдохновенно, они вели себя так, как сами считали нужным, но уже при монтаже режиссер сам решал, оставлять сцену или нет. В результате из готового фильма исчезла часть сцены появления живого Бубликова, на похороны которого Шурочка собирала деньги. Зрители не увидели, например, как Шурочка кричит, что не виновата и сама бы померла, только фамилия у нее другая. А "умерший" Бубликов идет на нее с кулаками. После окончания съемок фильма Людмила Иванова ушла из месткома "Современника", но ее тут же выбрали в депутаты.

В пьесе "Сослуживцы" секретарша Вера длинноногая красавица, а для фильма авторы решили изменить этот образ и пригласили любимую актрису режиссера Лию Ахеджакову.

Смеху во время съемок было предостаточно. Импровизации по ходу съемок создавали благодатную почву для оригинальных находок. Никто из участников съемочной группы не оставался безучастным. Так, оператор Владимир Нахабцев для создания более достоверного образа "мымры"-начальницы принес из дома старые очки своего отца. Эти очки и стали убедительной точкой в образе, создаваемом Алисой Фрейндлих.

Нельзя не упомянуть и одного из основных соавторов фильмов Эльдара Рязанова – композитора Андрея Петрова. Сам режиссер признает, что львиная доля успеха его фильмов сыграла музыка этого замечательного композитора. Мелодии покорили всех актеров, и в "Служебном романе" впервые на экране запели Андрей Мягков и Алиса Френйдлих. Теперь общеизвестно, что стихи к этим песням написаны Рязановым. А многие строки из этих песен разошлись на цитаты. "У природы нет плохой погоды", успокаиваем мы себя, когда на улице грязь и слякоть.

Стихи, которые читает в фильме героиня Светланы Немоляевой Ольга Рыжова, принадлежат перу поэтессы Беллы Ахмадулиной. Много лет стихи эти нигде не были опубликованы, поэтому актрисе приходилось переписывать их от руки и рассылать многочисленным поклонникам фильма по их просьбе.

В советские времена все фильмы принимала специальная комиссия, и у такого тонкого режиссера как Рязанов было немало проблем с выходом некоторых его фильмов на экран. Например, картину "Гусарская баллада" обвиняли в том, что он искажает отечественную историю. Много копий было сломано, прежде чем фильм увидели зрители. Но "Служебный роман" сразу очаровал чиновников от культуры. И его тут же решено было выдвинуть на Государственную премию СССР.

В начале фильма "Служебный роман" сотрудницы отдела статистики перед тем, как погрузиться в рабочий процесс, прихорашиваются, а за кадром звучит голос Андрея Мягкова: «Каждое утро в нашем заведении начинается одинаково. Это уже обычай, традиция, я бы сказал, ритуал». Так и в наше время во многих организациях день начинается с определенного ритуала. Начало рабочего дня, как правило, не обходится без чашечки хорошего кофе, обсуждения новостей с коллегами. Мы продолжаем узнавать в героях этого фильма себя, поэтому самое время посмотреть его еще раз.

Image

Как служилось в советском стройбате

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.