• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 25.09.2017 : 57.6527
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 25.09.2017 : 69.0737
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 25.09.2017 : 78.2578
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 25.09.2017 : 45.8397

Общество

Утро вечера и вправду мудренее

Экспериментаторы из университета Пенсильвании в США обучали лабораторных мышей новым задачам, а сразу после этого одной группе животных давали несколько часов подремать, а другую заставляли бодрствовать. Выяснилось: те грызуны, которым посчастливилось попасть в "группу сна", запоминали пройденный материал гораздо лучше. Бессонница, судя по всему, мешает учиться.

Кроме того, исследователи пришли к выводу, что длительность сна, следующего за обучением, не должна быть меньше пяти часов: именно столько времени требуется мозгу, чтобы положить новую информацию в банк памяти. Мыши, которым не давали вздремнуть часов пять-десять, вели себя впоследствии, как школьники не выучившие урок.

"Закрепление пройденного материала на клеточном уровне происходит в период, продолжающийся несколько часов после обучения, - говорит руководитель эксперимента доктор Тед Абель. - И мы решили определить временное окно и зону мозга, отвечающую за усвоение информации во сне после обучения".

Ученые выяснили, что отсутствие пятичасового сна сразу после урока приводило к некоторой потере пространственной ориентации и восприятия физического окружения, так называемой "контекстуальной памяти". Правда, на процессах восстановления определенных фактов или событий - "сигнальной памяти" - нехватка сна не сказывалась.

Все это позволяет предположить, что сон воздействует на память, способствуя регуляции активности той части мозга, которая тесно связана с обучением и называется "морской конек". Эта зона играет ключевую роль в "контекстуальной памяти", но с "сигнальной" связана не очень прочно.

В ходе экспериментов, результаты которых публикует журнал "Лернинг энд мемори", исследователи использовали средней силы электрошок - с тем, чтобы вызвать у мышей страх.

Некоторых из них перед ударом помещали в определенные условия, которые, таким образом, связывались у грызунов с ожиданием опасности. Другие животные перед электрошоком слышали особый звуковой сигнал.

Ровно через сутки мыши вновь оказывались в той же самой ситуации, и исследователи смотрели, кто из них замрет (это признак, свидетельствующий о том, что условия узнаны) и испугается, готовясь к электрическому удару.

Выяснилось, что даже в отсутствие сна мыши, слышавшие звуковой сигнал, узнавали его и на следующий день. Те же, которые должны были распознать физические элементы своего окружения, запоминали его гораздо лучше, когда им давали поспать.

"Это позволяет предположить, что сон выполняет целый ряд физиологических функций - от сохранения энергии до восстановления иммунной системы, - говорит доктор Абель. - Другая важная гипотеза заключается в том, что сон регулирует нейронные функции во время записи информации в память. И наша работа подтверждает эту теорию".

Как сказал в интервью Би-би-си профессор Нил Дуглас, директор Шотландского национального центра сна, ему ничего не известно о проведении подобных экспериментов на людях. Но, добавил профессор, "эти данные четко дают понять: недостаток сна - то есть сон протяженностью менее шести часов - приводит к нарушению функции узнавания. Так что я настоятельно советовал бы спать по крайней мере столько, сколько нужно вашему мозгу на оптимальное решение многих задач, в том числе и связанных с памятью", пишет BBC.

Выразительное молчание русских "ягнят"

Какой из Москвы видится ситуация с русским языком на Украине в свете обновленного закона "Об образовании", как ее видят сами русскоязычные жители соседнего государства — и почему две этих точки зрения так неприятно не совпадают?

ВДВ против НАТО

Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, в город Приштина, целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина» британского подразделения KFOR, совершённый в ночь с 11 на 12 июня 1999 года.