Забудьте про инспектора в лодке: вот как государство будет следить за каждым вашим манёвром на реке
Штрафы за нарушения на внутренних водных путях планируют перевести в "камерный" режим — по аналогии с тем, как сегодня фиксируются нарушения ПДД. Об этом сообщает издание "Ведомости". Инициатива предполагает, что часть нарушений судоводителей будет выявляться и оформляться автоматически, без личного присутствия инспектора на воде и без привычной процедуры составления протокола.
Что меняется и на каком этапе инициатива
Законопроект подготовлен Минтрансом России и уже получил одобрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Как рассказали "Ведомостям" два источника — один близкий к комиссии, второй в Белом доме, — документ предусматривает внедрение фото- и видеофиксации на внутреннем водном транспорте.
Изменения предполагается внести в КоАП РФ. Если закон будет принят, поправки должны вступить в силу с 1 сентября 2026 года. Параллельно, как следует из логики проекта, потребуется корректировка и норм Кодекса внутреннего водного транспорта: там предстоит закрепить правила применения камер, порядок их установки и демонтажа, а также выстроить передачу данных в Госморречнадзор.
Какие нарушения попадут под камеры и какие санкции предусмотрены
Механизм предлагают распространить не на все составы, а только на правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 11.7 КоАП РФ. Первая часть касается несоблюдения правил плавания и стоянки судов, захода в порт и выхода из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов и других требований. За такие нарушения предусмотрен штраф 5000-10 000 рублей либо лишение права управления судном на срок от шести месяцев до года.
Вторая часть относится к превышению установленной скорости, нарушениям правил маневрирования, игнорированию требований навигационных знаков и другим подобным эпизодам, в том числе со стороны тех, кто управляет маломерными судами. Санкции здесь мягче: предупреждение или штраф 500-1000 рублей, либо лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев. В основе подхода — идея формализовать фиксацию и назначение наказаний, снизив зависимость процедуры от решений конкретных должностных лиц.
Зачем это нужно и почему вокруг идеи есть сомнения
В Минтрансе пояснили "Ведомостям", что поправки расширят возможности Ространснадзора по своевременному выявлению и фиксации административных правонарушений. Ожидаемый эффект — снижение числа нарушений и рост безопасности судоходства, поскольку контроль становится постоянным и менее эпизодическим.
При этом эксперты обращают внимание на ограничения "камерной" модели в водной среде. В отличие от дорог, вдоль рек и озер технически сложно обеспечить плотное покрытие, поэтому камеры, вероятнее всего, можно будет ставить только в узких местах, в шлюзах, у мостов и на входах в зоны речных марин. В таком сценарии система будет фиксировать не весь спектр нарушений, а лишь те, что происходят в точках контроля, которые заранее известны судоводителям.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru