
Пасхальные традиции в России: от советского периода до современных изменений
Пасха — один из самых важных и светлых праздников в России. Чтобы лучше понять, как празднуют Пасху в разных частях России, Ньюсинфо поговорили с Кураевым Андреем, известным православным философом-богословом.
Какие традиции, связанные с Пасхой, наиболее характерны для разных регионов России?
Эксперт отметил, что интерес к народно-церковному календарю, включая его кулинарную и обрядовую части, в наше время можно воспринимать лишь как исторический, поскольку массовая культура, средства массовой информации и общенациональное телевидение стирают местные особенности. "По одежде уже не определить, где рязанец. Башкира от татарина по одежде никак не отличить сегодня", — подчеркнул философ. Он также пояснил, что в мегаполисах и через медиа смешиваются местные традиции, например, сообщая о деньгах святого Власия, что для городского жителя является не более чем развлекаловкой.
По мнению эксперта, главное различие в праздновании Пасхи можно наблюдать между русскими и украинцами: "В украинской среде церковное слово "пасха" обозначает то, что мы называем куличом. А творожную пасху они вообще не знают". Он также добавил, что катание яиц с горок и другие традиции стали возрождаться, но это скорее реконструкции, основанные на знаниях из книг, поскольку живые носители традиций не пережили советский период.
Как менялись пасхальные традиции с течением времени?
Кураев отметил, что в советские времена были значительные ограничения. Например, в храме Иоанна Предтечи на Красной Пресне последний крестный ход совершался не вокруг храма, а внутри него. "На улицу было запрещено выходить", — отметил он, добавив, что колокола звонили только внутри храма, чтобы шум не выходил на улицу.
По его словам, в последние десятилетия можно отметить появление металлических контрольных рамок в некоторых церквях, аналогичных тем, что установлены в аэропортах. "В Тропарево, где я служил, на большие праздники мы устанавливаем такие рамки, и все должны проходить через них", — пояснил он, уточнив, что полиция не проводит обыски, а просто стоит, контролируя порядок.
Также Кураев отметил, что в некоторых храмах появились детские пасхальные службы. Это удобно для родителей с маленькими детьми, которые не могут оставить детей дома, но хотят участвовать в празднике. "Для таких семей вводится отдельная служба, в 7 утра", — рассказал он. Это дает возможность родителям попасть на литургию, завершить пост и отведать праздничную пищу, не оставляя детей дома.
В каких регионах России Пасха празднуется наиболее ярко и масштабно? Какие особенности праздника в этих местах можно выделить?
"Я думаю, что это зависит не от региона России. Может быть, от фантазии даже местных, скорее городских властей", — поделился философ. Он подчеркнул, что Пасха — это глубоко религиозный праздник, и поэтому очень сложно сделать его празднование ярким в общественном смысле. "Когда подключается государство, то смысл праздника обычно теряется", — отметил Кураев, добавив, что в таком случае Пасха превращается в праздник весны и цветов, а идея спасения во Христе становится менее актуальной для государственной пропаганды
С какими обычаями или традициями Пасхи можно столкнуться в маленьких деревнях и в крупных городах? Есть ли заметная разница в их проведении?
Кураев отметил, что в советские времена возникла необычная традиция пасхальных поездок на кладбище. Хотя по церковным правилам Пасха — это праздник жизни, а заботу об умерших следует оставить на Радуницу (вторник второй недели после Пасхи), люди в отдаленных поселениях, где не было храмов, часто находили компромисс. По его словам, многие даже оправдывали это перед советскими властями, утверждая, что не знали о религиозной значимости Пасхи, а просто "пошли поправить могилку".
Позднее, по словам Кураева, в Москве появилась практика организованных поездок на кладбище, когда автобусы отправлялись от станций метро, и милиция перекрывала дороги. "Государственная власть теперь нам помогает ездить на кладбище", — добавил он, подчеркивая, что это стало частью социокультурной нормы. В последние годы эта традиция начала угасать.
Также он упомянул, что на Красную горку, день после Пасхи, люди ходят с крашеными яйцами. Это не является традицией самой Пасхи, а скорее продолжением пасхальной радости, так как в Светлую седмицу церковь не проводит венчания, и именно на Красную горку начинается этот обряд.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru