
Склады дилеров худеют: куда исчезают сотни тысяч автомобилей
Осень 2025 года началась для авторынка России с умеренно позитивных сигналов: на складах автодилеров сохраняется крупный, но уже снижающийся запас автомобилей. В начале года многие эксперты били тревогу: склады были забиты более чем 500 тысячами нераспроданных машин. Сейчас ситуация меняется — запасы уменьшаются, а их структура становится более "здоровой".
По словам Сергея Целикова, директора аналитического агентства "Автостат", на данный момент в салонах и у дистрибьюторов насчитывается около 400 тысяч автомобилей. Это всё ещё крупный объём, но уже ощутимо меньше, чем в январе. Эксперт называет ситуацию движущейся к нормализации, и называет ориентир — 350 тысяч машин, к которым дилеры, вероятно, подойдут уже к середине осени.
"Если в начале года количество нераспроданных автомобилей, скопившихся у дилеров и дистрибьюторов, оценивалось в 500 тысяч единиц, то сейчас эта цифра снизилась примерно до 400 тысяч машин", — сказал директор Сергей Целиков.
Что изменилось в структуре стока
Несмотря на внушительный общий объём, сами стоки претерпели качественные изменения. Теперь менее трети от всего запаса составляют машины, произведённые в прошлом году. Это важный показатель: именно прошлогодние авто сильнее всего мешают рынку двигаться вперёд. Их сложнее продать без скидок, они теряют в привлекательности у покупателей и требуют более агрессивной распродажи.
Теперь акцент сместился в сторону свежих моделей, а это значит, что дилеры получают больше гибкости в ценообразовании и маркетинге. Более актуальные автомобили лучше отвечают запросам потребителей и не создают такого давления, как "залежалый" товар.
Что тормозило распродажи в начале года
В первой половине 2025 года склады дилеров были буквально забиты автомобилями. Причин было несколько. Во-первых, на рынке наблюдалась высокая неопределённость: кто-то ожидал возвращения привычных брендов, кто-то — снижения цен. Во-вторых, сохранялось затоваривание моделями, поставленными в конце 2024 года, когда производители и дилеры пытались "догнать" продажи и не потерять долю рынка.
На этом фоне многие потенциальные покупатели занимали выжидательную позицию. Особенно это касалось бюджетного сегмента, где каждая скидка имеет значение.
Перспективы: движение к "здоровой" норме
Прогнозы на осень звучат достаточно уверенно. По словам Целикова, если динамика сохранится, дилерские запасы могут сократиться до 350 тысяч машин. Это соответствует 2-3 месяцам стандартного объёма продаж — именно такая норма считается на рынке "рабочей" и "здоровой".
"По прогнозам Целикова осенью дилерские стоки сократятся до 350 тысяч авто, что соответствует обычной 2-3-месячной норме продаж", — отметил директор Сергей Целиков.
Если прогноз сбудется, это будет означать, что рынок справился с последствиями перенасыщения и вернулся к более сбалансированному состоянию. Такой баланс важен как для дилеров, так и для потребителей: первые могут гибко реагировать на спрос, вторые — получают доступ к актуальным предложениям без перегрева цен.
У кого проблемы сохраняются
Однако говорить об идеальной картине по всей стране пока рано. Эксперт подчёркивает: указанные 400 тысяч машин — это средняя температура по больнице. У некоторых брендов, особенно тех, кто не может похвастаться высокой узнаваемостью или стабильной поставкой, всё ещё наблюдаются сложности с оборачиваемостью стока.
"Эти цифры — средние по рынку. И у отдельных "слабых" брендов необходимость в нормализации стоков по мнению эксперта не потеряла актуальности", — пояснил директор Сергей Целиков.
Для таких брендов избыток запасов остаётся серьёзной проблемой. Им приходится делать существенные скидки или идти на нестандартные маркетинговые шаги, чтобы продвигать свой товар. В условиях высокой конкуренции и ограниченного покупательского спроса это непростая задача.
Как это повлияет на потребителей
Потребители, как и всегда, выигрывают от активного движения в складской политике дилеров. Во-первых, большее число свежих автомобилей на складах — это больше выбора. Во-вторых, переход к сбалансированным стокам означает, что ценовая политика станет предсказуемее. Хотя ожидать массовых скидок в ближайшие месяцы вряд ли стоит — рынок постепенно выходит из зоны турбулентности.
Кроме того, если дилеры избавятся от избыточных запасов, это может ускорить обновление модельного ряда и сделать предложения более актуальными. На фоне общего снижения импорта из недружественных стран и доминирования китайских производителей, разнообразие на рынке становится особенно ценным.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru