
Россия расширяет географию беспилотных грузоперевозок
С 2023 года на автомагистрали М-11, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, проводится эксперимент по эксплуатации грузового транспорта без водителей. Теперь этот проект получил расширение — беспилотные фуры начали движение и по Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) в Подмосковье.
Официальный старт движения автономных грузовиков состоялся на 53-м километре ЦКАД, неподалёку от села Софрино. Первыми участниками стали четыре машины — два грузовика модели "Маяк-2" от дочерней структуры КАМАЗа NatCar и два транспортных средства от компании Navio.
Представитель Министерства транспорта РФ сообщил, что в рамках государственной инициативы по созданию коридоров для автономной логистики планируется запустить аналогичное движение на автомагистрали М-12 "Восток" уже в следующем году. К 2030 году общая протяженность таких беспилотных маршрутов должна достичь примерно 20 тысяч километров.
Глава государственной компании "Автодор" отметил, что внедрение цифровых технологий на трассах позволяет создать благоприятную инфраструктуру для автономного транспорта. По его словам, на ЦКАД уже задействовано более 250 камер видеонаблюдения с автоматическими системами распознавания происшествий. Также по трассе установлены порядка 300 транспортных детекторов и около 250 цифровых дорожных знаков и информационных табло.
Руководитель КАМАЗа подчеркнул, что компания остаётся единственным отечественным производителем автономных грузовиков, собранных на собственной платформе. Он добавил, что в ближайшее время планируется выпустить модернизированную версию — "Маяк-2.5", а через полтора-два года появится модель "Маяк-3", близкая к серийному производству.
Первая волна беспилотных перевозок стартовала в России летом 2023 года на трассе М-11. В проекте приняли участие крупные логистические компании, включая "ПЭК", Globaltruck, NatCar, "Агро-Авто" (работает с Х5), "Магнит" и "Газпромнефть-Снабжение". Всего на маршруте задействовано 67 автономных грузовиков от КАМАЗа и Navio. Суммарный пробег с момента запуска превысил 7,2 миллиона километров, а объём перевезенного коммерческого груза составил более 800 тысяч кубометров. К концу 2025 года парк автономного транспорта на М-11 должен увеличиться до 93 единиц.
Проект реализуется в рамках специального правового режима, разработанного при участии ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" и утвержденного правительством в 2022 году. В 2024 году правовой эксперимент был распространён на ЦКАД и автомагистраль М-12, соединяющую столицу с Казанью и Екатеринбургом. Старт движения беспилотников по М-12 запланирован на 2026 год.
Одновременно с расширением географии проекта, Министерство транспорта РФ объявило о начале онлайн-контроля за движением автономных фур через государственную платформу "ЭРА-ГЛОНАСС". Первыми к системе были подключены 43 машины от Navio — крупнейшего участника проекта. В дальнейшем к мониторингу подключат более 20 грузовиков от других операторов, а сама система охватит также ЦКАД и М-12 "Восток".
Заместитель главы Минтранса пояснил, что использование "ЭРА-ГЛОНАСС" даст возможность эффективно управлять масштабированием автономных перевозок и принимать обоснованные решения на основе реальных данных о пробегах, режимах работы и возможных происшествиях.
Руководитель АО "ГЛОНАСС" сообщил, что на платформе параллельно тестируется система кибербезопасности, направленная на предотвращение цифровых угроз в адрес беспилотного транспорта. По его словам, совместно с разработчиками автономных машин отрабатываются сценарии реагирования и минимизации последствий возможных хакерских атак. Он добавил, что проект использует гибридную телекоммуникационную сеть, которая уже применяется для мониторинга малой авиации и беспилотных летательных аппаратов. В настоящее время через платформу "ЭРА-ГЛОНАСС" отслеживаются более 380 тысяч транспортных средств, включая общественный транспорт, перевозку опасных грузов и лесозаготовительную технику.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru