
Диагноз ставили по внешности, лечили солёным — как всё это влияет на нас сегодня
Оказывается, критика в адрес медицины родилась не вчера — ей не меньше тысячи лет. Волгоградский специалист по биоэтике Алла Бушля провела исследование, в ходе которого проследила, как формировалось общественное отношение к врачам с древности до наших дней. И пришла к неожиданному выводу: сомнение в компетентности медиков началось практически одновременно с зарождением самой медицины.
От Мольера до Петрарки: жалобы на медицину — не новая тема
Преподаватель кафедры философии, биоэтики и права ВолгГМУ использовала не только современные сводки, в которых горожане всё чаще критикуют врачей, но и классические литературные источники. Среди них — произведения Петрарки и знаменитая пьеса Мольера "Мнимый больной".
— Отношение к врачу в обществе определяется смыслом медицинской профессии — помогать человеку исцелиться. Образ врача обусловлен профессиональной миссией, — говорит Алла Бушля. — Не получая желаемого, прежде всего, здоровья, общество находит изъяны у врача. Так было на заре становления медицины как культурного комплекса.
"Лицо, как у врача": Петрарка разочарован
Бушля обращает внимание на яркие инвективы Петрарки, написанные в XIV веке. Они демонстрируют не только личное разочарование поэта, но и массовое недоверие к врачам того времени.
— Автор повторяет, что всё сказанное им — не против медицины (ибо "какой здравомыслящий человек станет её осуждать?") и "не против хороших врачей", которых "всегда мало, а в наш век особенно", — рассказывает Бушля. — Петрарка направляет критику против "говорящих… бред", прикрывающих этим отсутствие настоящих знаний. Поэт страдает, что трудно найти врача, выдающегося знаниями и честностью. Ставится в вину врачам и их почти постоянная хворь: "Стало уже присловьем — лицо, как у врача", когда видишь золотушного или чахоточного.
Французский юмор и медицинский абсурд
Не менее красноречив Мольер, который с юмором и сарказмом рисует образ врача-формалиста. В "Мнимом больном" он показывает сразу три медицинских персонажа, среди которых выделяется господин Пургон — его фамилия отсылает к слову purger — "чистить кишечник".
— Мольер вкладывает в уста одного из персонажей всё то же обвинение в адрес врача: невежество, скрываемое красноречием. "Это просто чудо, если он так же прекрасно лечит, как и говорит!" — приводит пример Алла Бушля. — Высмеивается и нелепость врачебных предписаний: "Доктор, а сколько крупинок соли нужно класть, когда ешь яйцо?" — "Шесть, восемь, десять — чтобы всегда было чётное число, а в лекарствах — всегда нечётное". Впрочем, старинные авторы изображали придворных эскулапов, которым необходимо было эффектно подавать своё мастерство и ни в коем случае не внедрять ничего нового.
От средневековой иронии — к современному кризису доверия
По мнению Аллы Бушля, эти исторические образы — не просто художественные преувеличения. Они отражают глубокий разрыв между образом врача как миссионера и реальным восприятием общества. И этот разрыв существует до сих пор.
— Вместе со становлением медицины как культурного комплекса формировалась этика отношений врача и больного. Именно генезис этих отношений, — считает Бушля, — может служить объяснением многих этических проблем и в современной медицине.
Слова, сказанные Петраркой и Мольером, актуальны и сегодня: пациенты по-прежнему ищут честности и компетентности, а в случае неудачи — видят в медике не помощника, а виновника своих бед.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru